Теория инстинктов социального поведения У.Мака-Дауголла

Данная теория решала вопрос о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Тард, занимаясь исследованием различных явлений, натолкнулся на следующую трудность: эти явления не могли быть удовлетворительно объяснены в рамках интеллектуалистических воззрений академической психологии. Поэтому он обратил внимание на аффективные (иррациональные) элементы социального поведения людей, которые до того времени не были предметом изучения. На создателей «психологии масс» оказали влияние два положения работы Тарда («Законы подражания», 1890), а именно мысль о роли подражания и внушения и иррационализм в объяснении социального поведения. Феномены, наблюдаемые Тардом, касались в основном поведения человека в толпе, в массе. В психологии под толпой понимается бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Непосредственными создателями «психологии масс» являются итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Специалист в области уголовного права Сигеле видел источники преступлений в иррациональной динамике действий, которая проявляется в массовых ситуациях («Преступление массы», 1895). Сигеле даже добился введения дополнительных статей в итальянское законодательство, смягчающих наказание, если преступление было совершено в массовых условиях. Основным аргументом было то, что, действуя в массе, человек теряет способность сознательно и разумно управлять своим поведением, следовательно, все деяния совершаются в состоянии аффекта.

«Психология масс» - теория, объясняющая причины изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием психологических механизмов подражания и заражения. В это же время Г. Лебон в работе «Психология народов и масс» (1895) изложил суть концепции, сводившейся к следующему: всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются:

1) обезличенность; индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охвативших всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями;

2) резкое преобладание чувств над интеллектом, что приводит к легкой подверженности различным влияниям;

3) утрата интеллекта и отказ от логической аргументации; интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц;

4) утрата личной ответственности, ведущая к отсутствию контроля над страстями.

Лебон делает вывод: масса всегда хаотична, неупорядочена, поэтому ей всегда нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита". Эти идеи были приняты на вооружение официальной идеологией в ее противостоянии набиравшему силу революционному движению масс на рубеже XIX - XX вв. Не имея в дальнейшем прямого теоретического продолжения, психология масс, тем не менее представляет большой интерес для современной социальной психологии.

«Теория инстинктов социального поведении»я (или "гормическая теория"). Основатель теории - английский психолог Уияльям Мак-Дауголл (1871-1938). Работа Мак-Дауголла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. - этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Следует отметить, что в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология». Однако за одиннадцать лет до этого были опубликованы «Исследования по социальной психологии» (1897) Дж. Болдуина, которые также могли бы претендовать на «звание» первого систематического руководства по социальной психологии.

Мак-Дауголл в своем «Введении» ставил целью систематическое исследование движущих сил, которым должно подчиняться поведение человека, особенно его социальное поведение. По его мнению, общей причиной социального поведения выступает стремление человека к цели («гормэ»), которая реализуется в качестве инстинктов, имеющих врожденный характер. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (рецептивной, воспринимающей) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления, центральной части (эмоциональной), благодаря которой мы испытываем эмоциональное возбуждение при восприятии, и эфферентной (двигательной) части, которая обуславливает характер нашей реакции на эти предметы и явления.

Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Мак-Дауголл перечислил шесть пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх;

инстинкт бегства и чувство самосохранения;

инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;

инстинкт приобретения и чувство собственности;

инстинкт строительства и чувство созидания;

стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Из инстинктов, по его мнению, выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, общественные процессы (в первую очередь война). Концепция Мак-Дауголла, в наибольшей степени отражала все слабости «умозрительного» характера социальной психологии

13. Этап экспериментально-теоретического развития в зарубежной

социальной психологии в XX в. (с 20-х гг. XX в. по настоящее время)

Данный этап характеризуется попытками выяснения отношения социально-психологических явлений к эксперименту, накоплением большого количества фактов. В свою очередь, в нем можно выделить следующие периоды:

1) безраздельное господство эксперимента (20 - 40-е гг.);

2) попытки пропорционального развития теоретического и экспериментального знания (50-е гг. по настоящее время).

Первый период. В начале XX в. социальная психология постепенно превращается в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Меде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие она получает в США, где она с самого начала была ориентированна на прикладное знание, на решение определенных социальных задач, в результате чего она прямо связала свою судьбу с интересами таких институтов, как бизнес, администрация, армия, пропаганда. Востребованные в каждой из этих сфер рекомендации социальной психологии относительно «человеческого фактора» стимулировали прагматическую ориентацию данной науки.

Концептуальной базой социальной психологии стал неопозитивизм, отличавшийся абсолютизацией следующих принципов: уважение к точным данным; необходимость совершенствования математических процедур (когда не применявший их ученый не мог претендовать даже на научность своих взглядов и исследований); требование строгого построения эксперимента и возможности проверки гипотез и получаемых результатов.

При этом выделялись три основных научных течения, идеи которых использовала социальная психология: бихевиоризм, психоанализ и гештальтпсихология. Данные направления возникли в период так называемого открытого кризиса в психологии, возникшего в начале XX в. и связанного с неспособностью удовлетворительно разрешить ряд актуальных теоретических и практических проблем.

Главное внимание с точки зрения объекта исследования начинает уделяться исследованию малых групп. В этом было отличие американского образца социальной психологии того периода от начала развития социальной психологии в Европе, где с самого начала в поле внимания были большие группы (народы, массы). Отражением данной тенденции в социологии является возникновение микросоциологии (Г. Гурвич, Я. Морено, Э. Мэйо). Характерной чертой того периода был акцент на преимущественном развитии экспериментальных методик, во многом опережавших предварительное теоретическое осмысление изучаемых социально-психологических явлений.

В качестве первых вех развития экспериментальной социальной психологии можно выделить: а) исследование Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации (1897);

б) исследование Е. Старбака «Психология религии» (1899); в) первая работа прикладного характера - работа Г. Джейла о психологии рекламы (1900). Серию блестящих экспериментальных исследований провел в 30-40-х гг. со своими сотрудниками Курт Левин.

В настоящее время особенностями отечественной социальной психологии является рассмотрение проблем личности, группы, общения на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью, при условии, что указанная деятельность опосредствует всю систему внутригрупповых процессов.

Второй период рассматриваемого этапа развития социальной психологии совпадает с периодом, наступившим после окончания второй мировой войны. Общая тенденция характеризуется попытками социальных психологов нахождения оптимального соотношения теории и эксперимента. Вместе с тем, большинство теорий, возникших в социальной психологии после К. Левина, довольно единодушно называют теориями «среднего ранга». Разные авторы выделяют различные направления в социальной психологии этого периода, в зависимости от того, какие критерии применяются.

Так, в работах Ф.Карпфа («Американская социальная психология») и Г.Олпорта, а также Д.Мартиндейла («Природа и типы социальных теорий») предложены два принципа, по которым следует различать позиции социальных психологов: а) решение вопроса о природе человека; б) преобладающая проблематика исследований. В соответствии с этими принципами можно выделить следующие основные направления в современной социальной психологии: психоанализ, когнитивистская ориентация (объединяет теорию поля и гештальттеорию), необихевиоризм, интеракционизм.

Таким образом, социальная психология начиная с 20-х гг. нашего столетия набрала силу как научная дисциплина, проведены многочисленные исследования малых групп, аттитюдов (30-40-е гг.), проблемы социальной перцепции (60-е гг.). Вместе с тем, проблема больших групп выпала из внимания социальных психологов и практически исключена из их исследований. Наметившиеся критические тенденции в социальной психологии направлены на поиск новых форм взаимоотношения теории и эксперимента, уточнение предметной сферы социально-психологической науки и практики.

14. Этап экспериментально-теоретического развития в отечественной

социальной психологии в XX в. (с 20-х гг. XX в. по настоящее время)

В развитии отечественной социальной психологии конца XIX в. большая роль принадлежит Н.К. Михайловскому. Его неоспоримая заслуга - в постановке проблемы необходимости разработки особой науки (коллективной, массовой психологии), призванной исследовать массовую психологию, ее роль и место в социальных движениях. Михайловский всячески подчеркивал роль психологического фактора в историческом процессе, а в связи с этим и роль коллективной психологии в изучении массовых движений (прежде всего - крестьянского движения. Одной из проблем, рассматриваемых Н.К. Михайловским, была проблема соотношения толпы и героя (лидера). Естественно, данный вопрос имел и вполне определенный социальный контекст для своего рассмотрения. В воспроизводстве определенных форм социального поведения значительное место, по мнению Н.К. Михайловского, принадлежит подражанию как механизму массового поведения. Он различал внешние факторы подражания (поведение, пример другого человека) и внутренние (скудость, бедность внутреннего мира индивида, внушаемость, слабость воли, неспособность сознательного самоконтроля).

Неоспоримая заслуга постановки и творческого решения ряда проблем социальной психологии принадлежит Г.В. Плеханову, который не только говорил о необходимости серьезного изучения общественной психологии, но и раскрыл ряд механизмов ее формирования, дал обобщенную характеристику психологических особенностей отдельных исторических периодов, настроений времени и духа эпохи.

В 20-30-е гг. развитие отечественной социальной психологии сопровождалось разработкой теоретических проблем психологии в целом, основанной на перестройке ее философских оснований. В ходе дискуссии о предмете социальной психологии высказывались различные точки зрения об ее роли и задачах. Так, Г.И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в рамках марксизма, и собственно психологию, которая должна оставаться экспериментальной наукой. К.Н. Корнилов вопреки Г.И. Челпанову предлагал сохранить единство психологии, распространив на поведение человека в коллективе метод реактологии. При этом коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии предлагалось считать измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций. Другой видный отечественный психолог П.П. Блонский одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. «Социальность» им рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и активность животных, поэтому предложение П.П. Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.

С предложением создать особую науку рефлексологию выступал выдающийся физиолог В.М. Бехтерев. Рефлексология - естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в России, связанное с деятельностью В.М. Бехтерева и его сотрудников и близкое по своей сути к бихевиоризму. Решением социально-психологических проблем, по мнению В.М. Бехтерева, должна заниматься определенная отрасль рефлексологии. Эту отрасль он назвал «коллективной рефлексологией», а предметом ее изучения считал поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Преодоление субъективистской социальной психологии он видел в том, что все проблемы коллективов понимались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе).

В ряде своих экспериментальных исследований В.М. Бехтерев установил (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым), что группа способствует более продуктивной деятельности, влияя на индивидуальную психику ее членов. Однако в данном подходе, хотя и утверждалась мысль о возникновении качественно иных явлений в коллективе, а личность объявлялась продуктом общества, но в основу рассмотрения этой личности и ее поведения были положены все-таки биологические особенности, а групповая психология мыслилась производной от индивидуальной.

В ходе дальнейшего развития отечественной психологии в качестве; теоретических предпосылок формирования социально-психологической практики выступили идеи о культурно-исторической детерминации психики, опосредованности индивидуальной психики условиями пребывания в коллективе (Л.С. Выготский), единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Однако реальное воплощение этих принципов в практику исследований было затруднено особенностями общественно-политической обстановки тех лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: