Концепция социальных представлений» С.Московичи «Теория социальной идентичности» Г. Тэджфела

К социально-психологическим теориям, реализующим новый подход к пониманию образа социальной психологии, относятся культурологические концепции С.Московичи («концепция социальных представлений»), Г. Тэджфела («концепция межгрупповых отношений» и «теория социальной идентичности»), а также «этогенетический подход» Р.Харре.

По мнению С. Московичи, основу социального процесса составляют отношения производства, обмена и потребления, складывающиеся между социальными субъектами, а общество выступает как система с особыми качествами, не сводимыми к сумме индивидуальных отношений. Само общество им понимается довольно широко - как система социальных субъектов, самоопределяющихся (через формирование и коррекцию социальных представлений) относительно друг друга. Развитие общества связывается с присутствием социальных конфликтов, выступающих в качестве движущей силы социального процесса.

Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, выступающая как совокупность социальных представлений субъекта относительно общественных отношений. Социальное представление трактуется как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура социального представления включает три элемента: информацию (сумма знаний о представляемом объекте); поле представления (характеризует его содержание с качественной стороны); установку субъекта по отношению к объекту представления.

Динамика социальных представлений («объективизация») включает ряд фаз:

1) персонификация (ассоциирование объекта представления с конкретными людьми);

2) образование «фигуративной схемы» представления - визуально-репрезентируемой ментальной конструкции;

3) «натурализация» (оперирование в обыденном сознании элементами «фигуративной схемы» как автономными сущностями).

На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разряжающий напряженность, создаваемую расхождением между привычным (старым) и новым, непривычным содержанием и, таким образом адаптирующий новое содержание к имеющимся системам представлений. На уровне малой группы социальное представление выступает как феномен рефлексивной готовности во внутригрупповом взаимодействии. Социальные представления имеют иерархический характер, изменяющийся в зависимости от конкретной ситуации. В плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный общесоциальными факторами и ситуативными особенностями взаимодействия. На уровне больших групп выявлены особенности и тенденции современного массового сознания (например, о растущей индивидуализации личности, отсутствии истинного равноправия полов, фетишизации престижности и т.п.).

Г. Тэджфел рассматривает социальную психологию как дисциплину, изучающую «взаимодействие между социальным изменением и выбором», а ее центральной проблемой считал отношения между человеком и изменением социальной среды. Взаимодействие с социальной средой - процесс коллективный, где индивидуальные решения опосредствуются системой социального взаимодействия. Само общество изменяется через взаимодействие групп, в которые входит человек, и чьи социальные характеристики он учитывает и воплощает в процессе взаимодействия с другими людьми. В этом проявляется децентрированность в восприятии и мышлении отдельного человека относительно тех или иных событий, когда он мыслит с точки зрения норм и ценностей той общности, в которую включен, к которой принадлежит.

Процесс взаимодействия человека с миром сопровождается конфликтами, когда его индивидуальные ценности и установки входят в противоречие с ценностями той или иной группы. Снятие конфликта возможно двумя способами: либо человек адаптирует свою нормативно-ценностную систему к иным системам, либо, напротив, сам стремится переделать групповые и общественные нормы. Таким образом, конфликт выступает детерминантой трансформации самой социальной системы.

Отличие социальной психологии от социологии, по мнению Г. Тэджфела, состоит в том, что социальная психология исследует все объекты - группы, общение, социальное влияние - через социальную установку, учитывая ее роль в опосредствовании широкомасштабных социальных процессов. Через социальную установку объясняются, в том числе, и складывающиеся социальные стереотипы (национальные, государственные, расовые). Согласно взглядам Г. Тэджфела, "Я" - концепция личности может быть представлена в виде когнитивной системы, регулирующей все формы социального поведения. Она включает в себя две основные подсистемы: личностную идентичность (определяется в терминах физических, интеллектуальных, личностных качеств человека) и групповую идентичность (самоопределение человека определяется в терминах суммы его групповых членств - этнической, профессиональной, социальной принадлежности). Групповая идентичность - это самоопределение индивида как члена определенной группы, применительно к межгрупповым отношениям. Сдвиг от личностной идентичности к групповой в сознании человека соответствует сдвигу от межличностных форм социального взаимодействия к межгрупповым формам и наоборот. Это результат и составная часть процесса социальной идентификации.

В чувстве групповой общности автор вычленяет три компонента: когнитивный - осознание принадлежности к группе; эмоциональный - переживание факта принадлежности к группе и его оценки в форме любви или ненависти; ценностный - положительная или отрицательная оценка факта принадлежности. Условием возникновения и существования группы является высокий уровень совпадения, единообразия профиля данных компонентов у членов группы.

ü Важным моментом концепции Г. Тэджфела является анализ четырех взаимосвязанных когнитивных процессов, лежащих в основе личностной и групповой идентичностей:

ü социальной категоризации (группировка объектов на основе их значения в системе действий и намерений индивида);

ü социальной идентификации (процесс объединения себя с другими людьми);

ü социального сравнения (сопоставление своей группы с другими по определенным основаниям, критериям);

ü межгрупповой дискриминации (установление различий между собственной и другой группами).

По Г. Тэджфелу, логика социального поведения человека разворачивается с учетом существования двух полюсов межиндивидуального взаимодействия: чисто межличностное отношение - чисто межгрупповое. Чисто межличностного отношения практически не существует, зато межгрупповое отношение находит отражение в многочисленных примерах недифференцированного деления на «мы» и «они» (например,представители различных молодежных субкультур). Чем ближе социальная ситуация взаимодействия к межгрупповому полюсу континуума, тем больше вероятность более согласованных и единообразных действий членов группы по отношению к другой группе, а также больше склонность воспринимать членов другой группы как безликих ее представителей, то есть недифференцированно. Процесс социального сравнения детерминирован межгрупповыми отношениями, поскольку любая социальная идентификация предполагает межгрупповое сравнение. Осознание межгрупповых различий как несправедливых выступает важным фактором возникновения социального движения (движение больших групп по изменению своего статуса; движения индивида в социальной системе общества путем перехода в другие группы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: