Бихевиоризм

Главные теоретики: Джон Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Джозеф Вольпе, Альберт Бандура, Дональд Мейхенбаум, Аарон Бек.

Основные положения теории: любое человеческое поведение - предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые - установлены; условное научение, оперантное обусловливание и социальное моделирование – три главных способа научения.

· Павлов показал: формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований: по смежности – совпадение по времени индифферентного и безусловного раздражителей, повторение - многократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей

· В отличие от классического обусловливания «стимул-реакция» (S – R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция – стимул» (R - S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями.

· Поведенческое психология начинается с поведенческой оценки, с функционального анализа проблемных зон клиента;

· Бихевиористы делают попытки, основанные на СРП-оценке (С-стимул ситуационного прошлого, Р-переменные реакции; П-последствия, или переменные результата). Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управляют поведением клиента;

· Изменение поведения через изменение предпосылок или последствий действий, устранение нежелательного поведения, обучение социальным навыкам, повышение компетентности за свои действия.

· У клиента могут наблюдаться следующие виды поведения: а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами; б) агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других; в) ассертивное поведение, при котором усиление индивидуумов таково, что усиливаются обе взаимодействующие стороны;

· Устранение патологического симптома без выявления причины его происхождения, посредством формулы S-R или S-I-R, где S-стимул, R-реакция I-переменная, включающая психические процессы;

· 1. Изучать можно только объективно наблюдаемое, т. е. поведение; 2. Развитие поведения целиком определяется влиянием окружающей среды; 3. Среда формирует поведение (реакцию -–R) путём стимулов –S и подкреплений. Поведение вытекает из ожидания положительного подкрепления (похвалы, материального вознаграждения) или избегания отрицательного подкрепления (боль, неудачи, критические замечания); 4. Аномалиями поведения являются следствия неадекватной условной связи; 5. Постепенное упрощение нежелательного поведения за счёт выработки адекватной условной связи; 6. Личность – совокупность поведенческих реакций, присущих человеку (навыки, социально регулируемые инстинктивной способностью удержания и сохранения навыков)

В поведенческой психологии психологпомогает клиенту лучше приспособиться, изменить недостаточно адаптивное поведение, обучает продуктивным реакциям; позволяет устанавливать конкретные цели и подцели и достигать их; изменяет мышление, устраняет дефицит в поведенческих репертуарах; ослабляет или устраняет неадекватное поведение; устраняет изнурительные реакции тревоги; развивает способности расслабляться; развивает способность самоутверждаться; развивает эффективные социальные навыки; позволяет достичь адекватного сексуального функционирования; развивает способность к саморегулированию.

Бихевиоризм Дж. Уотсон Б. Скиннер    

ü

ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Главные теоретики: КарлРоджерс, Анджело Бой, Джеральд Пайн

Взгляд на природу человека: Понимание человека как изначально положительного, движущегося вперед, заслуживающего доверия, феноменологический взгляд на личность как на индивидуальность; человек является самонаправляемым и ориентированным на рост при наличии благоприятных возможностей.

Основные положения теории:

· В личностно-центрированной, или клиент-центрированной теории подчеркивается важность Я-концепции людей, зависящей от способов, которыми они осознают или определяют себя. «Я»-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения и отношения к себе. «Я»-идеальное - идеальное представление о себе. Степень различия между «Я» - реальное и «Я» - идеальное определяет степень дискомфорта личности и личностный рост. Несоответствие между «Я» - реальным и жизненным опытом, с одной стороны, и «Я» – идеальным и «Я»- реальным вызывают у человека тревогу и нарушают психологическую адаптацию.

· «Самость» - центральное понятие, целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт.

· Стремление к самоактуализации, свойственное организму и делающее возможным его самосохранение и самоусиление – единственный мотивирующий стимул для людей. Я-концепция складывается у людей очень рано. Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию, вероятно, основываются на собственном организмическом оценочном процессе. Однако иные представления о себе отражают усвоенные понятия о ценностях других. Таким образом, возникает конфликт между стремлением к актуализации и Я-концепцией, которая является подсистемой стремления актуализации. Этот конфликт препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта.

· В зависимости от степени угрозы, которую несет собой опыт, организм может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди психологически в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать опыт;

· Условия создания благоприятной атмосферы консультирования: безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, эмпатия, аутентичность (отказ от маски профессионала или от иного камуфляжа); воздержание от интерпретации и от подсказок решений проблем клиенту.

· Самоактуализирующиеся люди открыты для опыта, рациональны, несут личную ответственность, имеют чувство собственного достоинства, способны к установлению и поддержанию хороших личностных отношений и ведут этичный образ жизни;

· В практике личностно-центрированного консультирования акцент делается на качестве межличностных отношений. Хорошее отношение конструктивно меняет личность клиента. Личностно центрированный клиент обеспечивает всем клиентам конгруэнтность в отношениях, безусловное положительное отношение и эмпатию.

· Создание благоприятной обстановки в процессе консультирования способствует тому, что у клиентов возрастает конгруэнтность в отношениях, усиливается чувство собственного достоинства и эмпатии. Таким образом, клиенты находятся в процессе становления личности и регулирования собственной жизни.

Цель и задачи:самоизучение, открытость по отношению к себе и другим, самонаправленность и реалистичность; большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь и теперь».

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Главные теоретики: Ролло Мей, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Инвин Ялом, Сидней Жорард, Клеммонт Вонтресс

· Взгляд на природу человека: Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на смысле тревожности, смысле жизни

Цель и задачи:помогает клиентам осознавать свою ответственность, свободу и потенциал; отход от внешней системы координат;

· Акцент на искренности консультанта и на понимании уникальности клиента;

· Придание большого значения личностным отношениям, моделированию и обмену опытом

ü Поощрение открытости, спонтанной активности и сосредоточенности на основных проблемах жизни: рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность;

ü Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Главные теоретики: Фриц Перлз, Лаура Перлз, Джоан Фейгэн

Взгляд на природу человека: акцент на важности цельности и завершенности человеческой жизни; подчеркивание внутренне здравого смысла человека и важности аффекта; антидетерминизм подхода; сосредоточенность на изменении.

Основные положения теории:

· Человек – целостная система, которая может существовать только в определенной окружающей среде. Следовательно, разделение «душа-тело» и «личность – окружающая среда» является ошибочным;

· Гештальт – это «форма», «образ», «модель» или «конфигурация». Как только завершается один гештальт, наступает другой, границей между ними является граница между средой и организмом, именно здесь разворачиваются психологические события;

· Людям нужно периодически испытывать фрустрацию, чтобы научиться мобилизовать собственные ресурсы на управление окружающей средой. Однако дети, часто испытывающие воздействие авторитарных взрослых, не могут приобрести достаточную самостоятельность и подавляют свои эмоции.

· Между Я-зоной и внешней зоной имеется промежуточная зона – зона фантазии. Возникновение беспокойства или страха перед аудиторией обусловлено активностью этой зоны. При неврозе ведется непрерывная борьба между действительностью и фантазией.

· Четыре основных невротических механизмы, или расстройства, лежат на границе контакта – это интроекция (усвоение человеком норм, оценок, чувств, взглядов образцов поведения других людей, которые вступают в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются личностью, этот интроект чуждая для человека часть его личности, которая со временем не различима с собственными убеждениями), проекция (отчуждение человеком присущих ему качеств как не соответствующих «Я-концепции», человек делает другим то, в чем их обвиняет), ретрофлексия (перенос на себя энергии, предназначенной для удовлетворения потребностей во внешней среде, но заблокированных ею, например, аутоагрессия, внутриличностные конфликты, что ведет к мышечным зажимам) и слияние, или конфлуенция( стирание границ между «Я» и окружением). Существует еще один механизм – дефлексия – уклонение от реального контакта, выражается в болтливости, уходе от конфликтов, тенденции «сглаживания» конфликтных отношений, ритуальности, условности поведения.

· Структура невроза пятислойная. Выделяют слой клише; слой управляемых фальшивых ролей и игр (По Э. Берну или по З. Фрейду) – это отказ от реализации своего «Я»; тупик (утрата поддержки извне, ощущение беспомощности и бесцельности, нежелание реализовывать собственные ресурсы); смертельный, или имплозивный слой (внутреннее смятение, отчаяние, отвращение к себе, ощущение страха смерти, человек стремится справиться с ситуацией), эксплозию (сброс фальшивого, наносного, действия от собственного «Я»);

· Целями консультирования является скорее поддержка самого себя, чем поддержка окружающей среды, поддержание контакта с собственными чувствами и экзистенциальным центром, скорее самоактуализация, чем актуализация своего мысленного образа, развитие ответственности, способности делать свободный выбор, а также формировать и завершать сильные гештальты.

· Гештальт-терапевты фокусируют свое внимание на том, каковы у их клиентов расстройства на границе контакта сейчас, в данной конкретный момент.

Цель и задачи:

Акцент на непосредственности опыта; осуществление выбора в настоящем; разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, умственный рост; избавление от неврозов, поощрение независимости и самодостаточности, обнаружение психологических блоков, препятствующих росту и изживание их.

Роль психолога - консультанта:

· Консультант как катализатор, помощник, сотворец гештальтличности клиента;

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Главные теоретики: Альберт Эллис, Макси Молтсби, Джанет Вольф

Взгляд на природу человека: Понимание человека как изначально рациональной и иррациональной сущности; биологический дуализм; люди могут навредить себе тем, что они думают; дети наиболее ранимы; считается ошибочным использование формы глагола «быть» для того, чтобы описывать себя (например, я должен быть…). Человек – самооценивающий, самоподдерживающий, самоговорящий.

Основные положения теории:

· Психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти предпочтения – абсолютные мерила его жизненного успеха.

· Выделяются три ведущих аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства, поведение.

· Выделяются два типа когниций: дескриптивные (информация о реальности, что человек воспринял в мире) и оценочные (отношение человека к реальности)

· Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере

· Иррациональные установки (неверные), усвоенные в детстве от взрослых (иррациональные установки) не соответствуют реальности, но если они не реализуются, то клиент испытывает эмоциональные нарушения, сердцевиной которых становится самообвинение.

· Эллис разработал «кодекс невротика», то есть комплекс ошибочных суждений, которые ведут к психологическим проблемам: существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении; каждый должен быть компетентным во всех областях знаний; большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения; произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек; человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать; если существует опасность, то не следует ее преодолевать; легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность; в этом мире слабый всегда зависит от сильного; прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение «сейчас»; не следует беспокоиться о чужих проблемах; необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа; если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

· Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы: катастрофические установки, установка обязательного долженствования; установка обязательной реализации своих потребностей; глобальные оценочные установки.

· Клиент проходит три уровня инсайта: поверхностный – осознание проблемы, углубленный – распознавание собственных интерпретаций, глубинный – на уровне мотивации к изменению

Цель и задачи:помогает клиенту жить более содержательной и продуктивной жизнью, прекращает иррациональное мышление; осуществляется устранение стрессогенных обязанностей; устранение пагубных привычек; толерантность, принятие себя и других.

Роль психолога - консультанта:

· Активный, направляющий консультант обучает, противодействует, корректирует;

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Главные теоретики: Эрик Берн Клод, Штайнер Томас, Харрис Грэхем, Барнс

Взгляд на природу человека: Оптимизм подхода проявляется в признании того, что люди могут изменяться; личность состоит из трех взаимодействующих эго-состояний: родителя, взрослого, ребенка; подчеркивается важность для индивидуального благополучия и роста внутриличностной интеграции и анализа транзакций, игр, использования времени, и сценариев.

Основные положения теории:

· Исходная жизненная позиция людей – это позиция о/ кей, однако переживания опыта в раннем возрасте часто приводят к изменению жизненной позиции;

· Эго-состояние – это моделирование чувствования, мышления и поведения. Каждый человек имеет три Эго – состояния: Родитель («воспитывающий», «заботящийся» – советы, поддержка, опека или «контролирующий» – запреты, санкции) - информация, полученная в детстве от авторитетных взрослых Взрослый – рациональное, объективное начало, полученное в результате собственного опыта и делающее человека независимым, Ребенок («естественный» – доверчивый, непосредственный и «адаптированный» - соответствующий ожиданиям родителей, конформный, неуверенный, стыдливый, разновидность – «бунтующий»)- взгляды, перенятые у родителей, соответствующую возрасту оценку действительности и пережитки детства индивидуума. При анализе Эго-состояний внимание, как правило, концентрируется на Эго-состояниях Родителя и Ребенка. Эго-состояние, которое проявляется на данный момент, оказывает наибольшее влияние на клиента;

· Имеется шесть способов структурирования социального времени: уход, совершение ритуалов, деятельность, времяпрепровождение, игры и создание интимности;

· Трансакции включают в себя обмен поглаживаниями или единицами признания между Эго-состоянием тех, кто участвует в социальном взаимодействии. Трансакции между Эго-состояниями могут быть дополнительными (совпадение направлений Рд-Рд, В-В, Рб-Рб) перекрестными (перекрещивающиеся: в ответ на «В-В» следует «Рб-Рд» или скрытыми (под видом социально приемлемой коммуникации, индивидуум привлекает внимание к социально более опасной коммуникации (например, потенциальные сексуальные отношения), то есть видимость трансакции «В-В», а подтекст «Рб-Рб»);

· Сценарии представляют собой подсознательные жизненные планы, с помощью которых люди структурируют свое время и определяют свои судьбы.

· В основе сценариев лежат принятые на ранних этапах жизни решения, перед принятием которых молодой человек входит в одну из «не-о|кей» жизненных позиций и отказывается от автономии для того, чтобы неохотно выполнять родительские приказания;

· Матрица сценария – это путь осмысления директив, данных Эго-состоянием родителей Эго-состояниям ребенка;

· В консультировании по данному направлению необходимо достичь автономии через развитие интегрированного Взрослого. Автономные люди характеризуются осознанием, спонтанностью и интимностью.

· Структурный анализ Эго-состояний, трансактный анализ, анализ игры и анализ сценария – вот подходы, использующиеся в практике трансактного анализа;

· Психологические позиции или жизненные установки человека: «Я благополучен – ты благополучен» (позиция довольства и принятия других), «я неблагополучен – ты неблагополучен» (позиция отчаяния, разочарования в жизни), «я неблагополучен – ты благополучен» (позиция человека с низкой самооценкой, неуверенного в себе), «я благополучен – ты неблагополучен» (ценит только себя и свою жизнь).

Цель и задачи:преобразование, достижение процветания и автономии; приобретение большей осведомленности, освобождение от игр, установление близких отношений и отношений одобрения.

ТЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Главные теоретики: Уильям Глассер, Роберт Вубболдинг

Взгляд на природу человека: Каждый индивид может добиться благополучия или роста; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя ответственность за свое поведение; научение представляет собой процесс, длящийся всю жизнь; люди имеют потребность быть любимыми и любить, ощущать свою полезность и успешность, активно управлять миром вокруг себя, добиваясь различных целей

Основные положения теории:

· В результате ослабления чувства реальности у человека резко снижается чувство ответственности перед самим собой за результаты своих поступков. Человек считает себя не хозяином своей жизни, а игрушкой в руках судьбы, поэтому формируется «искаженный образ будущего»;

· Человек – самодетерминирующееся существо, которое обладает основными психологическими потребностями: достоинства, свободы, принадлежности, человек – творец жизни, часть мира, которую создает он сам для себя.

· Личность сама выбирает свою позицию – жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.

· Успешность персонализации и позитивная личностная направленность – это условия личностного здоровья;

· Семь шагов совместной работы с клиентом: установить отношения с клиентом; забыть о его прошлом; поощрять к оцениванию своего поведения и выяснению обстоятельств помощи и препятствий в достижении цели; помочь клиенту в поиске альтернативных способов действий и выработки планов; возложить на клиента обязательства по выполнению реалистичного плана; отказ принятия извинений; быть жестким с клиентом, но не отказываться от работы с клиентом даже при наличии срывов.

Цель и задачи:помогает индивидам становиться психологически сильными и рациональными, брать на себя ответственность, разъясняет цели, формулирует реалистичный план, сосредотачивается на поведении и на настоящем, устраняет наказание и оправдания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: