Классификация и характеристика инновационных проектов

К основным типам новаций относятся:

· организационный, примером может служить реорганизация структуры предприятия с линейной на дивизионную;

· технологический – любое обновление технологических процессов. На промышленном предприятии это может быть применение новой автоматики, в фармакологии – новый способ получения обезболивающего препарата;

· информационный – это новые информационные технологии, новые технические средства, новые информационные системы и новые применения вышеуказанного.

Пара примеров. Начнем с простейшего – применение компьютерной техники в делопроизводстве, т.е. замена бумажной технологии – компьютерной. Эффект – улучшение работы с существующими информационными потоками.

Использование кредитных карточек, поиск партнеров и конкурентов в Бизнес-среде через Интернет – это качественно новые возможности в бизнесе с соответствующим эффектом;

· финансовый. Согласно информации агентства РосБизнесКонсалтинг в настоящее время в мире существует около 2000 финансовых инструментов.

Финансовая инновация – это реализованный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере. Это могут быть новые технологии финансовых операций (прежде всего на основе достижений информатики и вычислительной техники) или новые финансовые продукты (производные ценные бумаги, схемы продаж акций, кредитные линии, новые типы гарантийных обязательств и прочее);

· комбинированный. Бесконечное число вариантов.

По степени новизны выделяются:

· базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений. Пример – создание сотового телефона, принципиально отличающегося от стационарного;

· улучшающая инновация (модифицирующая, приростная) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов. Пример – создание очередной модификации сотового телефона (дополнительный набор функций, цвет дисплея, дизайн и т.п.);

· псевдоинновации (или рационализирующие инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).

Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения. Основные этапы инновационного процесса приведены на рис. 1.4.

Инновационный процесс делится на два основных этапа:

1. Создание новации – это научная и научно-техническая деятельность, включающая три составляющие:

· фундаментальные научно-исследовательские работы (НИР);

· прикладные НИР;

· опытно-конструкторские работы.

2. Коммерциализация новации – это процесс, включающий производство, маркетинг, продажу продукта на рынке.

Фундаментальные научно-исследовательские работы (ФНИР). Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.

Рис. 1.4. Основные этапы инновационного процесса

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных научных исследований (ФНИР), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цели – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно их конкретного использования. Фундаментальные научные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Все поисковые ФНИР проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Завершаются поисковые работы обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

Исполнители – академические институты.

Финансирование – за счет государственного и отраслевых бюджетов.

Результат – оформленные документально и юридически научные результаты.

Прикладные научно-исследовательские работы (ПНИР). Главное – определение количественных характеристик новых методов, подходов, нестандартных существующих конструкторско-технологических решений. Они чаще всего проводятся для исследования возможностей продуктов или технологий в конкретных условиях. Например, исследование возможностей полупроводников при сверхнизких температурах или поведение самолета при преодолении звукового барьера.

Исполнители – академические институты, отраслевые инновационные подразделения (проектные институты, лаборатории, научно-исследовательские сектора вузов, государственные и научно-технические центры (НТЦ).).

В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляются системная интеграция результатов НИР, проводимых в разное время различными коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.

Финансированиегосударственный бюджет, средства заказчиков, инновационные фонды, бюджеты технопарков, гранты и т.п. Финансирование, как правило, целевое.

Опытно-конструкторские работы, создание опытного образца и выпуск пилотной партии сопряжены с различными рисками. Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов и потерей вложенных средств в проведение прикладных НИР. Здесь мы имеем рискоинвестиции.

Результат – оформленные документально и юридически (патентная чистота) принципы, технологии, обоснования применимости материалов или конструкций в данных условиях, методы исследования рынка и прочее. ПНИР, выполненные по заказам, часто заканчиваются техническим заключением (ТЗ) на опытно-конструкторские работы по созданию новых объектов.

Опытно-конструкторские работы. Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с конкретной разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов прикладных исследований для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

К ОКР относятся:

· разработка идей и вариантов нового объекта;

· разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы);

· разработка технологических процессов создания нового объекта;

· изготовление и испытание опытного образца.

Исполнители – как правило, проектно-конструкторские бюро и/или экспериментальные цехи предприятий и организаций.

Финансированиесобственные средства предприятий, заемные (кредиты), средства заказчиков. Отметим, что заказчиками могут быть частные лица, предприятия, отрасль, государственные органы (городского, областного, регионального масштаба).

Результат – опытные образцы новой продукции с полным комплектом соответствующей документации.

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе (этап коммерциализации).

Стадия промышленного производства включает два параллельных этапа:

· первый – это непосредственное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей;

· второй – доведение новой продукции до потребителя.

Любой продукт переживает стадии: внедрения на рынок, рост продаж (расширение рынка), замедление роста и стабилизацию объемов продаж (зрелость продукта), снижение темпов продаж и уход продукта с рынка.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономичной работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Отметим, что инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а, следовательно, и новых потребителей.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономи­ческой деятельности, включая и сферу оказания услуг. В конечном счете, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляется, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

Промышленное производство обычно финансируется за счет средств предприятия, которое запускает в производство данное изделие. При необходимости привлекаются кредиты и инвестиции, акционерный капитал и прочее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: