Рабочая программа дисциплины
«Общее языкознание»
Направление подготовки
032700.62 – Филология |
Профиль подготовки
Отечественная филология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Кемерово, 2013
Цели освоения дисциплины
Главной целью курса «Общее языкознание» является расширение и углубление общеязыковедческой подготовки выпускников филологических факультетов, а именно подготовке к творческой практической деятельности в области просвещения, культуры и науки.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС – 3 по направлению подготовки ВПО 032700 – «Филология».
Курс «Общее языкознание», подводя итоги изучения многих лингвистических дисциплин, не только способствует обобщению и теоретическому осмыслению фактов и положений, изученных в частных курсах («Основной язык», «История основного языка», «Стилистика и культура речи») и в курсе «Введение в языкознание», но и знакомит с новым фактическим и теоретическим материалом.
Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов; в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение языка как биосоциального явления.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные положения языкознания
Уметь: применять полученные знания в области языкознания в учебной, учебно-методической, научно-исследовательской деятельности.
Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы по изучению языка, его особенностей.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС – 3 по направлению подготовки ВПО 031000 – «Филология»:
а) общекультурные:
- владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- владение нормами литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи (ОК-2),
- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8).
б) профессиональные
общепрофессиональные:
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (ПК-1);
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
- свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);
- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
по видам деятельности:
в научно-исследовательской деятельности:
- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) (ПК-5);
- владение навыками подготовки научных обзоров, составления рефератов по тематике проводимых исследований (ПК-7);
- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
- умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах (ПК-16).
в профильной деятельности:
- представление о всем разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского языка.
- владение навыками работы в профессиональных коллективах (ПК-14);