Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В том числе активных форм Самостоятельная работа    
        всего лекции Практ.  
  Предмет языкознания, место языкознания в системе других наук               Участие в семинар. занятии – 1. Проверка рефератов по теме.  
  Язык и общество               Участие в семинар. занятии – 2. Проверка рефератов по теме.  
  Язык и речь               Участие в семинар. занятии – 3. Проверка рефератов по теме.  
  Язык и мышление               Участие в семинар. занятии – 4. Проверка рефератов по теме.  
  Функции языка               Участие в семинар. занятии – 5. Проверка рефератов по теме.  
  Система и структура языка               Участие в семинаре –6.  
  Семиотика и лингвосемиотика. Язык как знаковая система               Участие в семинар. занятии – 7. Проверка рефератов по теме.  
  Язык как развивающееся явление               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
  В. фон Гумбольдт и неогумбольдтианство               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
  Язык и культура               Участие в семинар. занятии – 8. Проверка рефератов по теме.  
  Ф. де Соссюр и современное структурное языкознание               Участие в семинар. занятии – 9  
  Язык как конкретно- историческая категория               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
  Язык как знаковая система особого рода               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
  Когнитивная лингвистика               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
  Нейролингвистика               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
  Новые лингвистические теории               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
  Грамматические и понятийные категории               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
  Пути развития современного языкознания               Проверка конспектов к занятию. Контроль устных ответов студентов  
                       

4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Предмет языкознания, место языкознания в системе других наук (лекции - 2 часа).

Определение предмета языкознания как раскрытие природы языка, его внутренней структуры и форм существования. Место языкознания в системе наук: языкознание как связующее звено между естественными и гуманитарными дисциплинами. Языкознание и философия. Лингвострановедение. Этнолингвистика/ антрополингвистика. Филология. Языкознание и история. История народа и история языка. Языкознание и социология. Эстетика и языкознание. Риторика и языкознание. Психология и языкознание. Логика и лингвистика. Лингвогеография и топонимика. Лингвистика и семиотика. Математика и языкознание. Компьютерная инженерия, теория информации и лингвистика.

Язык и общество (лекции - 4 часа).

Социолингвистика как теория социальной обусловленности языка, его социальных типов и социальных функций; социолингвистика и языковая политика. Стихийное и сознательное влияние общества на язык. Социальная и территориальная дифференциация языка. Становление и развитие национальных и литературных языков. Языковая норма и узус. Интегральные и дифференциальные функции языка в человеческом коллективе. Создание искусственных языков. Исторические условия возникновения письменности. Языковая коммуникация в многонациональном государстве и в международном сообществе. Искусственные и естественные языки-посредники, международные и мировые языки. Социальные аспекты билингвизма. Смешение языков. Взаимодействие языков и языковые контакты. Билингвизм и диглоссия. Понятие субстрата, суперстрата и адстрата. Социальный характер языковых заимствований. Креольские языки. Миграция населения и язык. Социальные общности людей и социальные типы языков.

Язык и речь (лекции - 4 часа).

Современная лингвистика о двойственности объекта своего изучения. Различие между языком и речью в трудах В.фон Гумбольдта, А.А.Потебни, И.А.Бодуэна де Куртенэ, Ф.Соссюра, Л.В.Щербы, А.Р.Лурия и др. Язык и речь как два аспекта речевой деятельности. Основные критерии, с помощью которых различается язык и речь. Единицы языка и единицы речи на всех уровнях языковой структуры языка. Соотношение единиц языка и единиц речи. Язык и речь как инвариантное и вариантное образования. Соотношение языка и речи как нормированного и ненормированного явлений. Формы существования речи. Устная речь и письменный текст. Основные свойства спонтанной речи. Бихевиористская концепция акта общения Л.Блумфилда. Основные этапы развития в речи детей.

Язык и мышление (лекции - 4 часа).

Психолингвистика - наука о речевой деятельности. Речевая деятельность как важнейшая часть человеческой деятельности. Характеристика человека через его речевую деятельность. Язык - устройство, обеспечивающее процессы порождения и понимания речи. Внутренние этапы порождения речи и их связь с внешними этапами. Ситуация общения как мотив для внутреннего порождения, лексического развертывания и грамматического конструирования высказывания. Место темы и ремы в операции внутреннего порождения речи. Основные параметры, по которым осуществляется поиск слов в памяти человека и построение высказывания. Особенности оперативной памяти человека и построение высказывания. Восприятие речи слушателем как активный процесс. Работа речевых механизмов слушателя для опознавания слов и грамматической структуры предложения. Порождение и восприятие речи как единый акт речевого общения. Характеристика речевой деятельности на неродном языке. Особенности речи при различных видах афазии. Вопросы соотношения языка и мышления в работах В.фон Гумбольдта, М.Мюллера, А.Шлейхера, Э.Бенвениста, Ж.Адамара, А.А.Потебни, Л.С.Выготского, И.И. Мещанинова, А.Р.Лурии, Л.В.Щербы, Н.И.Жинкина и др. Виды письменности и мышление. Психофизиологические связи языка и мышления. Структура коры головного мозга и расположение в нем речевых зон. Понятие внутренней речи. Логическое мышление и язык. Различные виды мышления и язык. Место языка в символической (знаковой) деятельности человека.

Семиотика и лингвосемиотика (лекции - 2 часа).

Основные проблемы семиотики как науки о знаках и знаковых системах. Функции знаков в человеческом обществе. Гносеологическая роль знаков. Определение знака. Означаемое и означающее. Характер связи между планом выражения и планом содержания знака. Свойства знака. Учение о знаках Л.Ельмслева, Ч.Морриса и Ч.Пирса. Знаковые и незнаковые единицы языка. Понятие о знаковой ситуации и ситуативном значении знака. Классификация знаков на основании сходства с обозначаемыми предметами. Искусственные и естественные, сложные и простые знаки. Классификация знаков по выполняемым ими функциям. Виды знаков в естественных и искусственных языках. Связь семиотики с другими науками. Значение семиотики для гуманитарных наук.

Система и структура языка (лекции - 2 часа).

Понятие о системе и структуре. Виды систем. Общая характеристика системы языка. Язык как многоуровневая иерархическая знаковая структура. Понятие языковых уровней. Виды синтагматических отношений между языковыми единицами на всех уровнях знаковой системы. Парадигматические отношения в знаковой системе языка. Детерминистические и вероятностные отношения между языковыми единицами в системе. Внешняя и внутренняя структура языка. Основные и промежуточные ярусы языка. Классификация лингвистических дисциплин, изучающих язык как многоярусную структуру. Части речи и их место в системе ярусов языка. Современное состояние лингвосемиотики. Язык животных и семиотика.

Язык как знаковая система (лекции - 2 часа).

Язык как знаковая система особого рода. Подход к языковой системе с семиотической точки зрения. Субзнаковый, знаковый и суперзнаковый уровни в языковой структуре. Характер языкового знака в учении Ф.де Соссюра. Типы языковых знаков: фонемы как сигнальные знаки, морфемы как структурные знаки (полузнаки), номинативные и коммуникативные единицы языка как сложные знаки. Избыточность и экономность языковой системы. Денотат и сигнификат знака. Прагматический аспект содержания знака. Мотивированные и немотивированные знаки. Отличие языка от искусственных знаковых систем и систем сигнализации. Особые свойства языка как знаковой системы.

Язык как развивающееся явление (лекции - 2 часа).

Развитие как одна из форм изменений. Специфические особенности развития языка. Теории развития языка. Натуралистическая концепция развития языка А.Шлейхера. Психологическая теория развития языка Г.Штейнталя и А.А.Потебни. Учение о развитии языка в работах И.А.Бодуэна де Куртенэ, А.Мейе, Е.Д.Поливанова, В.фон Гумбольдта, А.Мартине, И.И.Мещанинова, Г.Пауля и др. Язык как социально-историческая норма, ее вариантный и конкретно-реальный характер. Узус, литературный язык, стиль языка как основные виды языковой нормы. Литературный язык как главная норма языка. Система стилей языка; язык художественной литературы; просторечие. Типы языковых значений. Значение единиц языка и передаваемая информация.

В.фон Гумбольдт и неогумбольдтианство (лекции - 2 часа).

Философски и лингвистические основы учения о языке В.фон Гумбольдта. Рассмотрение языка в виде деятельности и творческого начала, образующего мысль. Язык и дух народа. Язык и интеллектуальная деятельность человека. Активность языка по отношению к мышлению и духовный опыт жизни человека. Противопоставление языка как деятельности языку как продукту деятельности. Психологические основы учения В.фон Гумбольдта. Влияние идей В.фон Гумбольдта на возникновение различных школ и направлений в науке о языке. Неогумбольдтианство как направление, развивающее идеи В.фон Гумбольдта. Теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

Язык и культура (лекции - 2 часа).

Язык и культура, их взаимовлияние. Национально-культурная специфика речевого поведения человека. Языковая картина мира как способ обозначения познаний народа о мире. Отражение в языке мировоззрения, верований и мировосприятия человека и человеческого коллектива. Язык и религия. Религиозные воззрения на природу языка. Этнолингвистика и языковой детерминизм. Материальная и духовная культура народа сквозь призму национального языка. Универсальное и специфическое в национальных языках и различных этнических сообществах. Язык и мораль. Язык и нравственность. Художественно-эстетические формы существования языка как социальные явления.

Ф.де Соссюр и современное структурное языкознание (лекции - 2 часа).

Ф.де Соссюр - основоположник структурализма в языкознании. Языковые структуры с точки зрения Ф.де Соссюра. Развитие и интерпретация идей Ф.де Соссюра в разных лингвистических школах структурализма. Реализация идей системности языка в фонологии и грамматике. Теоретическое развитие соссюровских идей в датском структурализме. Различная трактовка идей Ф.де Соссюра в лингвистике. Ф.де Соссюр и соссюрианство. Основные причины распространения идей Ф.де Соссюра в науке о языке и перспективы их дальнейшего развития. Роль и влияние Ф.де Соссюра на развитие современного языкознания.

Язык как конкретно-историческая категория (лекции - 2 часа).

Развитие языка и аспекты лингвистики; проблемы синхронии и диахронии. Состояние языка как динамическое равновесие; варьирование как процесс развития языка. История языка и его хронологические срезы; замещение (естественная трансформация) как исторический процесс; периоды в развитии языков. Обусловленность истории языка историей народа. Взаимодействие языков и языковые контакты. Основные принципы языковых изменений. Стабильные и изменчивые компоненты языка. Влияние внутренних и внешних факторов на языковые изменения. Стихийные и сознательные причины языковых изменений. Изменения в речи и изменения в языке. Универсальный характер языковых изменений. Понятие глоттохронологии.

Пути развития современного языкознания (лекции - 4 часа).

Развитие известных направлений в языкознании: сравнительно-историческое языкознание, сопоставительное языкознание, типологическое языкознание, герменевтика. Появление новых направлений в лингвистике: паралингвистика, лингвосемиотика, прагматика, когнитивная лингвистика, когнитивная семантика, этногерменевтика, этнориторика, этнолингвистика, лингвистика текста, интертекстуальность, гендерная лингвистика. Появление новых и развитие известных теорий и концепций в языкознании. Теория языковой валентности Л.Терьера. Антропоцентрическая теория в лингвистике. Вербацентрическая теория языка. Понятие языковой картины мира. Теория семантических падежей (ролей) Ч.Филлмора. Понятие дейксиса в языкознании и прагматике. Понятийные и грамматические категории в языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: