ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Предмет и задачи языкознания как науки. Место языкознания среди других наук.
Язык и мышление, характер их взаимодействия в ходе исторического развития. Язык и сознание
Язык как знаковая система особого рода. Особенности языкового знака, его свойства.
Формы существования языка (язык, речь, речевая деятельность)
Система и структура языка. Язык как вторичная материальная система. Свойства языка как системы. Понятие структуры языка.
Изменение и развитие языка. Концепция Ф. де Соссюра о синхронии и диахронии. Внутренние и внешние причины изменения и развития языка.
Язык и общество. Формы человеческого общества и язык. Общество и государственная языковая политика.
Предмет и задачи языкознания. Место языкознания среди других наук
Языкознание – это наука о сущности, функциях, структуре, происхождении, закономерностях исторического развития языка и о классификации мировых языков.Названные проблемы являются основными, так как они общие для всех языков, и составляют предмет общего языкознания.
Предметом изучения частного языкознания является отдельно взятый язык, либо группа родственных языков. Также языкознание бывает теоретическим и прикладным. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.
Языкознание связано с социальными науками:
- с историей, поскольку данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, а данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
- с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п.
- с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.
Языкознание связано с естественными науками:
- с физиологией. Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как об общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.
- с антропологией. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.
- с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа. Философия – это база, на которой развивается языкознание. Она указывает пути решения основных языковедческих проблем.
Задачи языкознания:
установить природу и сущность языка.- рассмотреть структуру языка.
- изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;
- как и когда возникли и то и другое;
- изучить вопрос возникновения и развития письма;
- классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства;
- выработать методы исследования;
- изучить вопросы, связанные с языковой интерференцией (влияние родного языка);
- рассмотреть связь лингвистики с другими науками.