Формы существования языка (язык, речь, речевая деятельность)

Поня­тия языка и речи часто путают, хотя совершенно ясно, что, например, физиоло­ги и психологи имеют дело только с речью, в педагогике можно говорить о развитии и обогащении речи учащихся, в медицине — о дефектах речи и т. п.; во всех этих случаях «речь» заменить «язы­ком» нельзя, так как дело идет о психофизиологическом процессе.

Значительно сложнее разобраться в соотношении языка и речи на чисто лингвистической почве. Этому вопросу посвящен целый раз­дел в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

Изучение языковой деятельности распада­ется на две части: 1) «одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида...»3; 2) «другая, второстепенная, имеет предметом инди­видуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение...».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая де­ятельность (langage), язы к (lahgue) и речь (parole).

Наименее ясно Соссюр определяет «речевую деятельность». Он говорит, что речевая деятельность имеет разнородный характер и не совпадает с понятием языка; язык — только определенная часть, правда — важнейшая, речевой деятельности.

«Речь» тоже определяется из соотношения с языком, но более определенно. «Речь это индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать:

1) комбинации, при помощи кото­рых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своей личной мысли;

2) психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации»;

Таким образом, разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем:

1) социальное от индивиду­ального;

2) существенное от побочного и более или менее случайного».

То есть речь это явление всегда индивидуальное, и в нем всецело распоряжается индивид.

Наиболее полно и определенно Соссюр определяет «язык»: «Язык — это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто при­надлежит к одному общественному коллективу», «язык... это сис­тема знаков, в которой единственно существенным является со­единение смысла и акустического образа. Соссюр также подчеркивает социальную сущность языка.

Выводы:

Соссюр прав в том, что надо отличать язык как явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с языковой деятельностью.

Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков, так как без знаковой системы не может осущест­вляться человеческое общение, явление второй сигнальной систе­мы по И. П. Павлову.

Недостатком исследований Соссюра является то, что понятия речи и речевого акта у него не расчленены, потому что понятие языковой деятельности он недостаточно разъяснил. Однако то, что было сказано им о языке и речи, послужило ориентиром для выяснения самых важных вопросов в этой области на 50 лет вперед. А именно:

1. Основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. Тем самым язык — это достояние коллектива и предмет истории. Нет языка инди­вида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произно­шения. Поэтому существуют реально в современности и истории такие языки, как русский, английский, французский, китайский, арабский и др., и можно говорить о современном русском языке и о древнерусском, и даже об общеславянском.

2. Речевой акт— это индивидуальное и каждый раз но­вое употребление языка как средства общения различных индиви­дов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говоре­ние — слушание, что составляет неразрывное единство, обуслов­ливающее взаимопонимание. Речевой акт — прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, пси­хологами и языковедами. Речевой акт может быть не только услы­шан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофон­ной пленке. Речевой акт тем самым доступен изучению и описа­нию с разных точек зрения и по методам разных наук.

Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего, это не язык и не отдельный речевой акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о речи молодежи, о сценической речи, об орфоэпической речи, о прямой и косвенной речи, о деловой и художественной речи, о монологической и диалогической речи и т. д. Все это разные использования возможностей языка, отобра­жения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: