| № п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема | Форма самостоятельной работы | Кол-во час. | Форма контроля выполнения самостоятельной работы | ||
| Раздел I. Становление и предмет конфликтологии | ||||||
| Тема 1. Введение в конфликтологию | Подготовка рефератов Темы для подготовки реферата: 1. Предпосылки формирования конфликтологических идей. 2. Отрасли отечественной конфликтологии. 3. Проблема эволюции конфликта. 4. Общая характеристика конфликтов в животном мире. 5. Типичные внутривидовые конфликты у животных. | Защита рефератов | ||||
| Тема 2. История развития конфликтологии. Этапы становления | Перечень тем для составления таблиц: 1. Этапы становления конфликтологии. 2. Концептуальные источники формирования общей теории конфликта. 3. Структура научного познания о конфликте. 4. Связь конфликтологии с другими науками. | Проверка таблиц | ||||
| Раздел II. Общая теория конфликта | ||||||
| Тема 1. Понятия, содержание и структура конфликтов | Темы для подготовки реферата: 1. Уровни проявления и типология конфликтов. 2. Конфликт как тип трудных ситуаций. 3. Проблема классификации в конфликтологии. 4. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости. 5. Поведение человека в трудных ситуациях. 6. Человек и ситуация. Перечень тем для составления таблиц: 1. Структурные элементы конфликта. 2. Основные признаки и достаточные условия возникновения конфликта. 3. Основные компоненты психологической структуры конфликта. 4. Классификация конфликтов. Соотношение причин конфликта, конфликтной ситуации и конфликта. | Защита реферата Проверка таблиц | ||||
| Тема 2. Причины, функции и динамика конфликтов | Вспомните одну из конфликтных ситуаций, которая вызвала негативные эмоции и осталась незавершенной. Проведите анализ этой ситуации по следующей схеме: 1. Место 2. Время 3. Участники конфликта 4. Предмет конфликта 5. Инцидент 6. Конфликтные действия 7. Переживаемые эмоции 8. Позиции 9. Мотивы 10. Возможные способы завершения конфликта Выявите негативные и позитивные последствия данного конфликта. Перечень тем для составления таблиц: 1. Основные этапы конфликта. 2. Основные фазы конфликта. 3. Соотношение фаз и этапов конфликта. 4. Основные этапы и фазы динамики конфликтов. Модели развития конфликта (по Гришиной Н.В.). | Письменный отчет Проверка таблиц | ||||
| Раздел III. Конфликты на разных уровнях социальной системы и в различных сферах человеческого взаимодействия | ||||||
| Тема 1. Межличностный конфликт | Задание по проведению исследования: Проведите самообследование для выявления собственного поведения в конфликте, используя анкету конфликтолога (Шкала тактики). СМ.: Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – С. 47–48. | Отчет по самообследованию | ||||
| Тема 2. Межгрупповой конфликт | Темы для подготовки реферата: 1. Специфические особенности межгруппового конфликта. 2. Влияние группы на поведение личности. 3. Механизм возникновения межгрупповых конфликтов. 4. Спонтанная межгрупповая враждебность. 5. Результаты классического эксперимента Музафера Шерифа. 6. Основные виды межгрупповых конфликтов. | Защита реферата | ||||
| Тема 3. Конфликты в организации | Задание по проведению исследования: С целью изучения взаимоотношений в рабочем коллективе проведите опрос членов данного коллектива, используя методику Анцупова А.Я (Опросный лист). См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 539–540. | Материалы опроса и выводы | ||||
| Тема 4. Межэтнические и политические конфликты | Темы для подготовки реферата: 1. Специфика межэтнических конфликтов. 2. Этно-политическая эволюция. 3. Этнический парадокс конца ХХ века (В.П. Ратников). 4. Межгосударственные конфликты и основные направления их предотвращения. 5. Политические конфликты тоталитарных и демократических систем. 6. Межгосударственные конфликты и национальные интересы. | Защита реферата | ||||
| Тема 5. Педагогические конфликты | Подготовка и проведение имитационно – моделирующей игры «Урок». Цель игры – познакомиться с возможными вариантами конфликтов в учебном процессе и предложить возможные способы разрешения их. СМ.:Темина С. Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). – М.: «МОДЭК», 2002. – С. 119 – 123. | Проведение игры | ||||
| Тема 6. Семейные конфликты | Подготовка и проведение игры-тренинга «Супружеские конфликты». Цель игры – познакомиться с одним из вариантов супружеских конфликтов и попытаться найти возможные варианты решения такого конфликта. СМ.: Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.148 -149. | Проведение игры | ||||
| Раздел 1V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов | ||||||
| Тема 1. Предупреждение и разрешение конфликтов | Вспомните одну из конфликтных ситуаций, которая вызвала негативные эмоции и осталась незавершенной. Предложите варианты предупреждения и разрешения данной конфликтной ситуации. Темы для подготовки реферата: § Специфика разрешения конфликтов в педагогическом коллективе. § Тактика избегания конфликта. § Основные способы поведения в конфликте. § Особенности разрешения конфликтов с «трудными» людьми. | Отчет о собственном конфликте Защита реферата | ||||
| Тема 2. Переговоры как способ разрешения конфликтов | Подготовьте аргументы для проведения переговоров в качестве одной из конфликтующей сторон, выбрав одну из предложенных ситуаций: Ситуация 1. На алмазном рынке ведущее положение принадлежит южноафриканской компании «Де Бирс». Однако в 90-е годы ряд стран, ведущих добычу камней, в частности Австралия, Ангола, Конго, отказались продавать свои сырые алмазы по каналам «Де Бирс». Кроме того, ситуацию обострила кампания общественности против торговли контрабандным сырьем из зон военных конфликтов и призыв к бойкоту «кровавых камней». «Де Бирс» же обвиняют в скупке таких алмазов. Есть ли, на ваш взгляд, перспектива решения проблемы путем переговоров или в данной ситуации предпочтительнее односторонние действия участников алмазного рынка? И почему? Ситуация 2.Участники супружеского конфликта в итоге обсуждения выработали два варианта решения вопроса о том, с кем после развода будет проживать ребенок: или с матерью, или с отцом. Какие объективные критерии для оценки и выбора окончательного решения проблемы вы могли бы предложить? И в чем конкретно они заключаются? | Проведение игры | ||||
| Тема 3. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Медиация | Проанализируйте работу посредников в предложенных ситуациях: качестве медиаторов Ситуация 1.Жил-был пастух, и было у него три сына. Не желая, чтобы сыновья спорили из-за наследства, он составил завещание, по которому старший сын должен получить половину всех овец, средний – одну треть, а младший – одну шестую часть. Беда в том, что когда пастух умер, в его стаде было 19 овец. Пытаясь поделить наследство, сыновья поссорились, так девятнадцать не делится поровну ни на два, ни на три, ни на шесть. Тогда они решили обратиться за помощью к одной мудрой старухе. Послушала она. Как спорят между собой братья, а выход найти так и не могут, и сказала: «Я знаю, как решить вашу проблему, но за совет вы должны отдать мне одну овцу». Братья подумали и согласились. В результате у них осталось 18 овец, которых можно было замечательно поделить. Какая модель посредничества имела место в этой притче? К какому типу можно отнести это решение? Ситуация 2. В составе делегации фирмы, формируемой для деловой поездки, скажем, в США, есть одно вакантное место. На него претендуют двое, причем ни один из сотрудников не желает уступать. Руководитель, пытаясь разобраться в ситуации, выясняет, что один из участников конфликта стремится попасть в состав делегации потому, что для него это возможность лишний раз встретиться с братом, проживающим в США. Другой же участник рассматривает включение в состав делегации как признание его профессионализма, высокую оценку его деятельности, знак благожелательного отношения руководства фирмы. Выяснив это руководитель предлагает первому – отправиться в США, а второму – повышение по службе. Подумав, оба сотрудника сочли такое решение взаимоприемлемым. К какому типу можно отнести это решение? В чем, собственно, состояла помощь руководителя в разрешении конфликта? На какую модель завершения конфликта ориентировались первоначально его участники? | Анализ предложенных вариантов | ||||
| Всего | ||||||






