Развитие научного знания
Ступени познания природы:
1. Непосредственное созерцание природы, как нерасчлененного целого – идет верный охват общей картины природы при пренебрежении частностями.
(греческая натурфилософия)
2. Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий. За частностями исчезает общая картина связи явлений.
(позднее Средневековье и начало Нового времени)
3. Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей на основе соединения анализа с синтезом.
(современная наука)
Таким образом, объем и содержание научных знаний постоянно изменяются. Происходит появление новых гипотез и отказ от старых. Существуют три основные модели исторического развития науки:
История науки как поступательный, прогрессивный, эволюционный процесс.
Каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения. Поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого. Следовательно, предшествующее развитие науки это только подготовка для ее современного состояния. В настоящее время значение имеют только те элементы знания, которые соответствуют современным теориям. А отвергнутые идеи являются только заблуждениями.
|
|
Эта модель тесно связана с философией позитивизма, господствующей в науке до середины ХХ века.
История науки как развитие через научные революции.
Ход развития научного знания прерывен. Новая теория, возникающая в ходе научной революции, принципиальным образом отличается от старой. После революции развитие науки начинается заново и идет совсем в другом направлении.
Эта модель обоснована в работе Т. Куна «Структура научных революций». Кун считал, что таким образом развивалась наука со времен Ньютона.
Типы научных революций:
Ø Частная – микрореволюция, затрагивающая только одну область знания;
Ø Комплексная – революция, затрагивающая целый ряд областей знания;
Ø Глобальная – всеобщая революция, радикально меняющая само основание науки.
История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций.
Это попытка объединить первые две модели. В период эволюционного развития науки происходит процесс совершенствования знаний на основе накопления новых фактов, их систематизации, формирования законов и теорий. Такой эволюционный процесс может привести к существенным противоречиям с господствующей в науке теорией и к замене ее новой теорией, к открытию принципиально новых законов.
Современная наука придерживается именно этой точки зрения.