История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций

Развитие научного знания

Ступени познания природы:

1. Непосредственное созерцание природы, как нерасчлененного целого – идет верный охват общей картины природы при пренебрежении частностями.

(греческая натурфилософия)

2. Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий. За частностями исчезает общая картина связи явлений.

(позднее Средневековье и начало Нового времени)

3. Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей на основе соединения анализа с синтезом.

(современная наука)

Таким образом, объем и содержание научных знаний постоянно изменяются. Происходит появление новых гипотез и отказ от старых. Существуют три основные модели исторического развития науки:

История науки как поступательный, прогрессивный, эволюционный процесс.

Каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения. Поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого. Следовательно, предшествующее развитие науки это только подготовка для ее современного состояния. В настоящее время значение имеют только те элементы знания, которые соответствуют современным теориям. А отвергнутые идеи являются только заблуждениями.

Эта модель тесно связана с философией позитивизма, господствующей в науке до середины ХХ века.

История науки как развитие через научные революции.

Ход развития научного знания прерывен. Новая теория, возникающая в ходе научной революции, принципиальным образом отличается от старой. После революции развитие науки начинается заново и идет совсем в другом направлении.

Эта модель обоснована в работе Т. Куна «Структура научных революций». Кун считал, что таким образом развивалась наука со времен Ньютона.

Типы научных революций:

Ø Частная – микрореволюция, затрагивающая только одну область знания;

Ø Комплексная – революция, затрагивающая целый ряд областей знания;

Ø Глобальная – всеобщая революция, радикально меняющая само основание науки.

История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций.

Это попытка объединить первые две модели. В период эволюционного развития науки происходит процесс совершенствования знаний на основе накопления новых фактов, их систематизации, формирования законов и теорий. Такой эволюционный процесс может привести к существенным противоречиям с господствующей в науке теорией и к замене ее новой теорией, к открытию принципиально новых законов.

Современная наука придерживается именно этой точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: