Культурологическое знание является самостоятельным полем отдельной науки - культурологии. Однако изучение данной дисциплины необходимо сочетать с освоением философских знаний, эстетических и этических основ. Важную роль в успешном освоении культурологии играет знание истории, в том числе и истории Отечества.
Данная дисциплина базируется на ряде дисциплин средней общеобразовательной школы (МХК, литература, история, обществознание и др.) и должна предшествовать таким вузовским курсам, как история, философия, психология, педагогика и др.
Таким образом, культурологию логично было бы изучать последовательно за курсом истории, параллельно с философией и социологией. На наш взгляд, для более глубокого осмысления культурологического знания целесообразно сочетать курс культурологии и курсы по выбору, близкие к данной дисциплине (например, с курсом «Русская культура в русле мировой цивилизации», «Религии мира», «Нравственная культура личности», «История культуры Орловского края», «Современный этикет» и другими).
|
|
Дисциплина «Культурология» тесным образом тесным образом связана со многими дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного цикла, так как на современном этапе развития общества особую роль играют проблемы экологии культуры, сохранения среды обитания человека и культурного наследия. В условиях мировоззренческого кризиса интеграция гуманитарного и специального (технического, экономического и др.) знания является условием подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда.
Структура подготовки кадров в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет» весьма разнообразна, включает в себя факультеты агротехники и энергообеспечения, агробизнеса и экологии, экономики, биотехнологии и ветеринарной медицины и др. Безусловно, все специалисты имеют важное стратегическое значение для будущего нашей страны.
Специалисты технического профиля имеют огромное значение для экономической стабильности и прогрессивного развития страны. Число открытий в науке и достижений в технической сфере увеличивается с каждым днём. Но моральные принципы тысячелетия остаются неизменными. И приспособиться к ним современным технологиям всё сложнее и сложнее. Часто это вообще невозможно, как в вопросе клонирования человека.
Гармония собственно культуры и техники как феномена культуры, нравственное наполнение технической составляющей – это главное условие выхода из мировоззренческого кризиса, в котором находится сегодня современная цивилизация. Преобразования мира должны опираться на достижения культуры.
|
|
Число глобальных проблем, вызванных к жизни постоянным противоборством культуры и техники, множится с каждым днём. Наука не стоит на месте, создаются новые технические механизмы, оптимизирующие деятельность на производстве и дома. Поэтому вопрос о гармонии культуры и техники – первостепенный среди других решений глобальных проблем современности. Преобразования мира должны опираться на достижения культуры. И культуру в данном преломлении смысла следует понимать как своеобразную технологию деятельности.
Таким образом, по мнению ведущих педагогов в данной области культурологическое образование можно считать направленным на интересы развития личности, в соответствие с государственным образовательным стандартом, если через него удается достичь следующие цели:
- сформировать современную культурную картину мира;
- стимулировать интеллектуальное развитие через освоение современных методов познания культуры;
- способствовать успешной инкультурации и социализации формирующейся личности;
- создать условия для приобретения опыта межкультурных коммуникаций, в том числе и в сфере профессиональной деятельности.
Главной целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование и развитие социальной, межкультурной и коммуникативной компетентности и повышение общего уровня культуры обучающихся, формирование у студентов гуманистического мировоззрения и соответствующей системы ценностей, восприятия культуры как средства познания действительности и фактора самореализации личности путём приобщения студентов к таким видам искусства, как театр, литература, живопись и т.д.
Задачи, которые необходимо решить при изучении данного курса:
- повышение общей культуры студентов, уровня гуманитарной образованности, развитие творческих способностей студентов;
- формирование осознанного отношения к процессам инкультурации и социализации, в которые включены студенты вузов;
- формирование уважительного отношения к национальным и этническим традициям разных народов, межконфессиональной толерантности;
- формирование представлений о фундаментальных ценностях и значимости этических норм для развития культуры и общества;
- формирование навыков межличностного и межкультурного взаимодействия;
- развитие способности воспринимать и анализировать разные феномены и объекты культуры как способы самопознания, саморазвития, самосовершенствования,
- развитие интереса к иным культурам и культурным эпохам, а также способности к социокультурному прогнозированию
В соответствии с модульным принципом весь учебный материал делится на два логически завершённых блока (модуля):
1) теория культуры;
Цель: формирование представлений о месте культурологии в системе гуманитарного знания, понимание культуры как сложного многоаспектного явления
2) история культуры.
Цель: формирование представлений о богатстве и разнообразии культур
Каждый модуль содержит теоретические вопросы и практические задания по соответствующему разделу и оценивается в 30 рейтинговых баллов. Таким образом, по результатам аудиторной работы и отчётов по темам модулей максимальное количество рейтинговых баллов, которое может набрать студент, равно 60.
Также студент в течение семестра может получить дополнительно ещё 25 баллов за:
- посещение культурно-массового учреждения с последующим отчётом (5 баллов);
- написание реферата (5 баллов);
- подготовка презентации (4 балла);
- выполнение творческого задания (в соответствии с собственным увлечением) (5 баллов);
- работа в системе Интернет-тренажёра (6 баллов).
Кроме того, предусматривается система поощрительных баллов – всего 15 баллов- за:
|
|
- разработку дополнительных материалов (кроссворды, игры, викторины) – 3 балла;
- подготовку материалов к экскурсиям – 2 балла;
- знакомство с конкретным произведением искусства, характеризующим тот или иной тип культуры - 2 балла;
- участие в кружке - 2 балла;
- участие в конференции - 3 балла;
- написание статьи - 3 балла.
Таким образом, максимальное число рейтинговых баллов, которое студент может набрать в течение семестра, равно 100.
Если к концу изучения курса студент получил не менее 55 баллов, то он имеет право получить зачёт без участия в итоговом аттестационном испытании.
Студент, по уважительной причине пропустивший контрольные мероприятия в течение семестра, может отчитаться по индивидуальному графику на зачётной неделе в конце семестра.
У студентов, набравших менее 55 баллов, все баллы аннулируются. В этом случае необходимо сдавать зачет по всему учебному курсу.
Выпускник факультета агротехники и энергообеспечения (специальность 110800 «агроинженерия») должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК -1);
-использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)
В целом, в результате освоения курса культурологии студенты должны:
знать:
структуру и состав современного культурологического знания; основные понятия культурологии (культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация и мн.др в соответствии с Государственным стандартом образования).
уметь:
различать теоретическую и прикладную культурологию; методы культурологических исследований, разграничивать этническую и национальную, элитарную и массовую культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «срединные» культуры; определить место и роль России в мировой культуре.
|
|
владеть:
применением полученных теоретических знаний на практике, способностью правильно ориентироваться в вопросах сохранения культурного наследия и предлагать собственные варианты перспектив решения глобальных вопросов современности.
Планы подготовки к семинарским занятиям
1.Структура и состав современного культурологического знания.
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Становление культурологии как науки.
2. Формирование научного интереса к сущности, свойствам и значению культуры в жизни человека.
3. Культурно-историческое значение эпохи Просвещения.
4. Работа немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера «Идеи к философии истории человечества».
5. Натуралистическая и «классическая» модели культуры в европейской философии.
6. Дилемма «природное-культурное». Выделение знаний о культуре в самостоятельную предметную область.
7. Теоретическая и прикладная культурология: вопросы диалектического единства. Значение прикладной культурологии
Темы для самостоятельной работы:
1. Характерные особенности философии культуры, социологии культуры, истории культуры, культурной антропологии, психологии культуры, культурной экологии.
2. Методы культурологических исследований.
3. Функции культурологии как науки.
Письменные задания:
1. Проанализируйте эволюцию понятия культуры (включая анализ словосочетания cultura agri («обработка земли»), определения М.Т. Цицерона, И.Г. Гердера, современную трактовку термина). Запишите свои размышления.
2. Заполните следующую таблицу.
Теоретическая культурология | |||
Название раздела | Объяснение | Примеры | |
История культуры | |||
Философия культуры | |||
Социология культуры | |||
Психология культуры | |||
Экология культуры | |||
Культурная антропология | |||
Прикладная культурология | |
Объяснение | Примеры |
3. Заполните следующую таблицу, по возможности, приведите примеры.
Философские методы | Общелогические методы | |||||||||||||
метафизический | диалектический | феноменологический | герменевтический | анализ | синтез | абстрагирование | идеализация | обобщение | индукция | дедукция | аналогия | моделирование | ||
Специальные культурологические методы | ||||||||||||||
функциональный | аксиологический | компаративный | Системно-структурный | семиотический | ||||||||||
4. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: культура, герменевтика, эпоха Возрождения, Реформация, эпоха Просвещения.
5. Запишите в свой словарь персоналий в тетради для практический занятий имена Марка Туллия Цицерона и Иоганна Готфрида Гердера. Укажите годы их жизни, назовите основные труды, охарактеризуйте их вклад в культурологии. Оформите запись в виде таблицы.
Фамилия исследователя | Годы жизни | Основные работы | Суть концепции |
М.Т. Цицерон | |||
И.Г. Гердер |
2. История становления и развития понятия «культура»
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Многозначность и сложность понятия «культура».
2. Функции культуры: адаптивная, знаково-сигнификативная, гносеологическая, коммуникативная, интегративная, нормативно-регулятивная, аксиологическая, рекреативная, социализации, информативная.
3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
Темы для самостоятельной работы:
1. Множественность подходов к сущности культуры: культура как система социальных институтов (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун), культура как результат психической активности человека (З. Фрейд, К. Юнг), формационный подход к культуре (К.Маркс), культура как игра (Й. Хейзинга) и др. Научные определения культуры.
2. Цивилизация как заключительная стадия развития культуры (О. Шпенглер).
Письменные задания:
1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: эволюция, эволюционизм, функционализм, социальный институт, коллективное бессознательное, культурный архетип, цивилизация.
2. Проанализировав имеющиеся определения культуры (и обобщив работу прошлого занятия, где предлагалось ознакомиться с материалами об эволюции данного термина), предложите собственное определение.
3. По возможности, приведите примеры функций культуры.
4. Запишите в свой словарь персоналий в тетради для практических занятий имена Э.Тайлора, Д.Фрезера, Б.Малиновского и А.Редклифа-Брауна, З.Фрейда и К.Юнга, К.Маркса, Й.Хейзинги. Укажите годы их жизни, назовите основные труды, охарактеризуйте их вклад в культурологию. Оформите запись в виде таблицы.
Фамилия исследователя | Годы жизни | Основные работы | Суть концепции |
Э. Тайлор | |||
Д. Фрейзер | |||
Б. Малиновский | |||
А. Редклифф-Браун | |||
З. Фрейд | |||
К. Юнг | |||
К. Маркс | |||
Й. Хейзинга |
На занятии в форме дискуссии (доказывается обоснованность, логичность, современность концепции) выявляются особенности культурологической позиции данных исследователей. Студентам в дополнение к теоретическому ответу нужно подготовить презентацию по творчеству одного из учёных (по выбору и предварительной договорённости с преподавателем)
5. Напишите эссе на тему: «Моё видение современной цивилизации».
- Морфология культуры
Темы для обсуждения на семинаре:
1.Подходы к определению внутреннего строения культуры.
2. Причины и последствия урбанизации.
3.Глобализация: за и против.
4. Субкультура, контркультур, маргинальная культура как «накопители» своеобразия в культуре.
5. Виды современной культуры.
Темы для самостоятельной работы:
1. Отрасли культуры (экономическая, политическая, профессиональная, педагогическая, художественная культуры).
2. Феномены культуры: наука, техника, религия, мораль, искусство.
Письменные задания:
1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: урбанизация, глобализация, субкультура, контркультура, маргинальная культура, элита, этнос, бинарность.
2. Заполните пустые графы в таблице.
Материальная культура – сфера материально-преобразующей деятельности человека и её результаты | Духовная культура – сфера духовной деятельности и её результаты | |||||||||
Культура производства | Культура быта | Нравственная культура | Правовая культура | |||||||
3. Сформулируйте свою точку зрения на проблему интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру. Подберите аргументы в защиту собственной позиции.
Глобализация: за и против | |
Аргументы в защиту | Аргументы против |
Важная тенденция в развитии человечества | Культурное единообразие |
Возникновение новых культурных форм | Исчезновение традиционных форм жизни |
4. Сформулируйте свою точку зрения на проблему повышения роли городов в развитии общества. Подберите аргументы в защиту собственной позиции.
Урбанизация: за и против | |
Аргументы в защиту | Аргументы против |
Концентрация творческой элиты общества | Перенаселение |
Возможность получения образования | Загрязнение окружающей среды |
Депрессия – болезнь большого города | |
5. Важность решения социокультурных проблем – приоритет именно современной молодёжи. По возможности каждым студентом предлагаются свои пути преодоления кризиса.
Социокультурная проблема | Возможность решения |
Перенаселение | |
Загрязнение окружающей среды | |
Неуправляемость процессов роста и развития | |
Влияние коммуникаций на здоровье | |
6. При анализе видов культур также приводятся примеры и рассматриваются т.н. «пограничные» случаи перехода
Вид культуры | Трактовка | Примеры |
Массовая | ||
Элитарная | ||
Национальная | ||
Классическая | ||
Этническая |
Сравните массовую и классическую культуры и, по возможности, дополните сравнения национальной и этнической культуры (по А.Кармину)
Национальная культура | Этническая культура |
Развивается на основе письменности и образования, воплощается в литературе, искусстве, науке, философии, социально-политическом и технологическом развитии | Исходный базис национальной культуры, зависит от природной среды, отражает вековой опыт народной жизни, ведения хозяйства |
Овладение национальной культурой требует обучения | Усваивается с детства в жизненном опыте общества |
Средоточие – город | Средоточие - деревня |
Открыта переменам, впитывает достижения других культур | Сохраняет архаичные нормы жизни, тяготеет к замкнутости |
Нивелирует локальные различия | Стремится к сохранения локальных особенностей быта и поведения |
Далее – задания по выбору (работа в парах). Группы студентов выбирают себе темы для полемики.
7. Техника как феномен культуры.
Двое студентов в форме дискуссии одновременно рассуждают и о благотворном влиянии технического прогресса на человечество, и о том, что гонка за новыми техническими достижениями может обернуться непредсказуемыми последствиями.
Примеры для обсуждения: облегчение труда и сознательное упрощение жизни.
В конце дискуссии делается компромиссный итоговый вывод, включающий принятие точек зрения обеих сторон.
8. Наука как феномен культуры.
Двое студентов в форме дискуссии одновременно рассуждают и о том, что наука – величайшее благо человечества, и о том, что общекультурные ценности должны иметь приоритет перед интересами науки.
Примеры для обсуждения: атомная и водородная бомбы (достижения физики и угроза человечеству), клонирование (медицина и религия, нравственность).
В конце дискуссии делается компромиссный итоговый вывод, включающий, при определённых обстоятельствах, принятие точек зрения обеих сторон.
9. Искусство как феномен культуры.
Группа студентов последовательно в форме устного доклада (и дополнительно – презентации) рассказывает о разных видах искусства: музыке, поэзии, литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. В ответах соблюдается хронологическая последовательность (от первобытной культуры – до современности). Первое выступление – преимущественно теоретическое, рассказывается о различных определениях искусства, его функциях, художественном образе и художественной культуре в целом.
В конце всех выступлений делается итоговый вывод о том, что в каждую культурную эпоху разные виды искусства развиты неравномерно (по Гегелю, закон бытия художественной культуры): древневосточные культуры – архитектура, античность – скульптура, эпоха Возрождения – живопись, ХVII в – музыка, XIX в – литература.
10. Религия как феномен культуры.
Группа студентов проводит съезд конфессий. Каждый из участников последовательно рассказывает об истории своей религии, основных концептуальных положениях, отправлениях культа, сакральных символах, Учителях. Первое выступление – преимущественно теоретическое, рассказывается о различных определениях религии, чертах религиозного сознания, соотношении науки и религии. Второе – о разновидностях первобытных религиозных верований (анимизм, тотемизм, фетишизм и магия). Далее – рассказы о мировых религиях. Рассказ о христианстве – в контексте сравнения православия, католичества и протестантизма.
В конце выступлений группа (при помощи преподавателя) совместно заполняет таблицу, где рассматриваются функции религии.
Функции религии | Трактовка |
Мировоззренческая | |
Компенсаторская | |
Коммуникативная | |
Регулятивная | |
интегрирующе -дезинтегрирующая | |
культурно-транслирующая | |
Легитимирующе– разлегитимирующая |
Таким образом, делается наглядный итоговый вывод о том, что каждая из религий формирует нормы и ценности, выступающие регулятором человеческого поведения, служит решением личностно-психологических и социальных проблем, по сути, именно с формированием первобытных религиозных представлений в обществе появляется нравственный канон, а идеалы, мира, добра, гуманности начинают иметь приоритет перед физиологией.
11. Мораль как феномен культуры.
При анализе данного феномена культуры основное внимание уделяется смене приоритетов по прошествии времени.
Примеры для обсуждения: современное отношение общества к матерям-одиночкам, распределение ролей в бизнесе и управлении в зависимости от профессиональных и личных качеств, а не в соответствии с половым признаком, конфликты поколений в связи с неуважением родства.
- Культурогенез.
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Проблема антропогенеза в культурологии.Первобытный человек.
2. Соотношение биологической и культурной эволюции. Человек - творец культуры. Первобытное мышление и проблемы культурогенеза.
3. Понятие мифа и мифологической культуры.Соотношения мифа и культа. Синкретичность первобытной культуры.
Темы для самостоятельной работы:
1. Первобытные религиозные верования: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.
2. Осознание двух человеческих сущностей (духовной и материальной) как важный шаг в развитии культуры. Развитие веры в существование души и духов в европейской культурной традиции.
3. Формирование первых культурных норм и ценностей. Табу как первый способ регуляции поведения. Роль табу в развитии культуры.
Письменные задания:
1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: антропогенез, культурогенез; культ, миф, гомогенность, синкретичность; анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, табу.
2. Подготовьте и заполните таблицу-презентацию «Первобытное искусство»
Основные виды первобытного искусства | Видеопримеры/описание |
Графика (рисунки, силуэты) | |
Живопись | |
Скульпуры | |
Декоративное искусство | |
Рельефы и барельефы | |
Музыка | |
Танец |
- Динамика культуры
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Понятие динамики культуры.Модели культурного развития: цикличная, линеарная, «маятниковая», социально-синергетическая и др.
2. Теория «культурных кругов».Центры происхождения культур. Распространение культуры. «Культурный слой», «культурный центр», «культурная периферия».
3. Формы и механизмы культурной динамики.Фазы культурно-динамических процессов: зрелость культуры, культурный взрыв, культурный спад, культурный подъем, культурная кульминация, застой и кризис культуры.
Темы для самостоятельной работы:
1. Концепции исторической динамики культуры.«Осевое время» (К. Ясперс).
- Формационный подход к анализу культуры (К. Маркс).
- Теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский).
- Теория культурно-исторических типов (О. Шпенглер).
- Концепция «вызов»-«ответ» (А.Тойнби).
- Социодинамика культуры (П. Сорокин).
Письменные задания:
1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: динамика культуры, культурный круг, культурный центр, культурная периферия, культурный слой; зрелость культуры, культурный взрыв, культурный спад, культурный подъем, культурная кульминация, застой и кризис культуры. Оформите запись в виде таблиц, по возможности, сопровождая теоретические определения примерами (см. образец)
Культурный слой – наложение культур друг на друга (при исторических изменениях, например, миграциях, завоеваниях) | Средиземноморский бассейн (здесь в начале крито-минойская культура подверглась влиянию древне-греческой и была вытеснена ею, а затем Древний Рим завоевал Древнюю Грецию, использовав достижения этой великой культуры |
2. Запишите в свой словарь персоналий в тетради для практических занятий имена К. Ясперса, К. Маркса, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Укажите годы их жизни, назовите основные труды, охарактеризуйте их вклад в культурологии. Оформите запись в виде таблицы.
Фамилия исследователя | Годы жизни | Основные работы | Суть концепции |
К. Ясперс | |||
К. Маркс | |||
Н.Я.Данилевский | |||
О. Шпенглер | |||
А. Тойнби | |||
П.А. Сорокин |
На занятии в форме дискуссии (доказывается обоснованность, логичность, современность концепции) выявляются особенности культурологической позиции данных исследователей. Студентам в дополнение к теоретическому ответу нужно подготовить презентацию по творчеству одного из учёных (по выбору и предварительной договорённости с преподавателем).
- Типология культуры
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Критерии для типологии культур.
При ответе на данный вопрос студентами не только перечисляются имеющиеся критерии типологии, но и предлагаются собственные
2. Варианты типологизации культур:
- концепция Дж. Вико;
- концепция М.Вебера;
- концепция Л.И. Мечникова.
3. Восточный и западный типы культур.
При выполнении данного вида задания студенты заранее делятся на две группы, одна из которых – сторонники западного типа развития культуры, другая – восточного. По мере развития дискуссии последовательно заполняется следующая таблица:
Восточный тип культуры | Западный тип культуры |
Созерцательность, склонность к философствованию | Рационалистичность, практичность |
Интуитивность | Материализм |
Тоталитарное государственная или духовная власть | Демократизм |
Общинное начало | Индивидуализм |
Следование традициям, новое входит в жизнь наравне с прошлым | Новаторство, новое входит в жизнь, ломая старое |
Направленность во внутренний мир человека | Направленность вовне |
Гармония с природой | Покорение природы |
… | … |
В конце обсуждения целесообразно сделать итоговый вывод о целостности обеих концепций и компромиссной возможности принятия западной цивилизацией достижений Востока, например, в сфере духовного самосовершенствования. Запад, в свою очередь, дал миру новое знание в сфере техники и технологии.
Темы для самостоятельной работы:
1. Первобытная культура.
2. Культура Древнего Востока:
- культура Месопотамии;
- культура Древнего Египта,
- культура Древней Индии;
- культура Древнего Китая.
3. Античная культура:
- культура Древней Греции;
- культура Древнего Рима.
4. Византийская культура.
Студентам (по выбору и предварительной договорённости) предлагается совершить виртуальные путешествия во времени, подготовив презентации и рассказ о своеобразии конкретной исторической эпохи и о значимых свойствах культур, которые возникают в эти эпохи.
В конце заполняется итоговая наглядная таблица, где в качестве примеров основных достижений в ту или иную эпоху могут быть вклеены иллюстрации и рисунки, заранее подготовленные преподавателем и студентами.
Название эпохи | Время возникновения и существования | Особенности культуры | Основные достижения |
Первобытность | |||
Месопотамия | |||
Древний Египет | |||
Древняя Индия | |||
Древний Китай | |||
Древняя Греция | |||
Древний Рим | |||
Византия |
Письменные задания
1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: типология, типологизация культур, историко-типологический метод
2. Запишите в свой словарь персоналий в тетради для практических занятий имена Дж. Вико, М. Вебера, Л.И. Мечникова. Укажите годы их жизни, назовите основные труды, охарактеризуйте их вклад в культурологии. Оформите запись в виде таблицы.
Фамилия исследователя | Годы жизни | Основные работы | Суть концепции |
Дж.Вико | |||
М.Вебер | |||
Л.И. Мечников |
- Язык и символы культуры.