Темы для обсуждения на семинаре:
1. Продемонстрируйте разницу между такими формами межкультурной коммуникации, как интеграция, ассимиляция и аккультурация.
2. Каковы социокультурные особенности межкультурного общения? Как связаны мораль и коммуникация?
Темы для самостоятельной работы:
1) Возможен ли культурный диалог в современном обществе? Война - форма коммуникации?
2) Как связана глобализация и национальная культурная самобытность с идеей гармоничного межкультурного диалога?
3) В чем суть концепции А.В. Сурина относительно использования коммуникации в условиях кризисных ситуаций?
Письменное задание
1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: межкультурная коммуникация, интеграция, ассимиляция, аккультурация.
2. Прокомментируйте высказывание Н.А. Мишатиной: "…формирование лингвокультурологической компетенции связано с познанием культуры русского народа в д и а л о г е к у л ь т у р …"
|
|
Творческие задания
1. Подготовьте сравнительный презентационный проект «Культура античности: Мифы Древней Греции и Древнего Рима (пантеон богов)». В какой конкретно форме происходила коммуникация этих двух великих культур?
2. Подготовьте наглядное сообщение «Пути решения глобальных проблем в системе «человек» - «человек», связав свои предложения по урегулированию конфликтов с идеей гармоничного межкультурного диалога.
Центральная идея занятия « Взаимодействие культур. Язык и символы культуры» – в определении «самобытности, уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с другими культурами и языками» [Е.А.Быстрова. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания// Обучение русскому языку в школе. – М., 2004. – 136 с. – с 12].
- Культура и природа
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Культура и природа: соотношение понятий и реалий. Культура природопользования
2. Преемственность в культуре. Традиция и новаторство. Культурная самобытность.
3. Культура как метаценность.
Темы для самостоятельной работы:
1. Проблема сохранения и использования культурного наследия.
2. Культурологический смысл понятия «традиция». Традиции и инновации в культуре. Роль преемственности в культуре. Категория «самобытность» («идентичность») как отражение определенности и устойчивости культуры, диалектика преемственности и изменений.
3. Культурное наследие и культурные традиции. Виды традиций. Национальные традиции как способ сохранения самобытности национальной культуры. Культурные заимствования: механизмы и последствия.
|
|
4. Проблема сохранения культурного наследия. Экология культуры.
5. Продемонстрируйте современность разделения В.Виндельбандом всех наук на 2 типа: «науки о природе» (естественные науки; для этих наук характерен номотетический (генерализующий) метод, ориентированный на установление законов) и «науки о культуре» (исторические, для этих наук характерен идеографический (индивидуализирующий), ориентированный на установление данных во времени и неповторимых в своей индивидуальности событий действительности)
Письменное задание
1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение терминов и понятий: биосфера, ноосфера. Проанализируйте соотношение понятий «биосфера» (известное из курсов «биология», «химия») и «ноосфера» как сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.
2. Запишите в свой словарь персоналий в тетради для практических занятий имена К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского. Укажите годы их жизни, назовите основные труды, охарактеризуйте их вклад в культурологии. Оформите запись в виде таблицы.
Фамилия исследователя | Годы жизни | Основные работы | Суть концепции |
К.Э. Циолковский | |||
В.И. Вернадский | |||
А.Л. Чижевский |
Охарактеризуйте, используя свои записи в таблице, биосферную концепцию культуры.
3. Напишите сочинения по следующим темам (на выбор):
- Как культура связывает человека и природу, а в чём вам видится конфликт? Возможно ли преодоление противоречий?
- Экология культуры и экология природы. Почему 2013 год объявлен государством годом экологической культуры и охраны окружающей среды?
- Экологические катастрофы (примеры). Возможно ли предотвратить гибель человечества?
- Культурная политика в формировании государства (на примере России)
Творческие задания:
1. Подготовьте научно-исследовательские проекты:
«Оптимизация экологической ситуации в области».
Примерный план исследования.
- соотношение среды обитания и технологий, присущих той или иной структуре использования её продовольственных и прочих естественных ресурсов;
- особые поведенческие модели, принятые в современном обществе и связанные с теми или иными технологиями освоения природных ресурсов.
«Экополитика в моём городе»
(переосмысление отношений человека и природы).
Примерный план исследования.
- культ биосферы, жизни человека в противовес культу техники;
- защита человека как олицетворения биосферы и жизни от человека-хищника, защита человека от него самого и от его физико-технических теорий, лишённых гуманитарного жизненно-биологического содержания;
- преодоление традиционного дуализма природного и культурного, «расслаивающегося» в сопоставлении естественного и искусственного, дикого и оформленного, рутинного и творческого;
- понимание того, что культура является одной из систем природы, системой особенной, сложной, но находящейся «внутри» природы, в окружении не менее сложных и своеобразных систем. Единое правило взаимодействия культуры и природы является культурно-исторической иллюзией; культура, стремясь с равновесию с внешним миром, должна выработать в себе способность к изменению и созданию логик практического и теоретического взаимодействия с различными природными комплексами;
- уяснение сути экологической проблематики как проблемы культуры. Дисбаланс культуры и внешнего окружения – это результат деятельности самих людей, их организации, норм и ориентиров. Исправление экологических аномалий сопряжено с изменением характера человеческих организаций, норм и ориентиров их деятельности [Хоруженко, с.235]
|
|
3. Прочитайте книгу В. Распутина "Прощание с Матёрой". Напишите сочинения по следующим темам (на выбор):
- Человек и природа в повести В. Распутина "Прощание с Матёрой".
- Тема памяти в повести В. Распутина "Прощание с Матёрой".
- Тема нравственного выбора и ответственности в повести В. Распутина "Прощание с Матёрой".
- Культура и глобальные проблемы современности.