Виды и функции языков культуры. Коммуникация

Темы для обсуждения на к докладчику

1. Какие вы знаете виды языков культуры?

2. Назовите виды коммуникации.

3. Каковы трудности, возникающие при трансляции культурной информации?

Темы для самостоятельной работы

1. Какую роль сыграл язык в развитии культуры?

2. Расскажите о типах языков и видах знаков и знаковых систем

3. Подготовьте сообщения о видах невербальной и массовой коммуникации:

- молчание как феномен культуры и коммуникации (концепция В.Н. Базилева)

- поэтическая коммуникация (концепция С.Ф. Гончаренко);

- театр как способ коммуникации (концепция Л.Б. Логунова);

- выставки как средство коммуникации (концепция О.Е. Петрунина);

- военные коммуникации (концепция В.П. Беркут):

- музыкальная коммуникация (О.Е. Петрунина)

Письменное задание

1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: язык культуры, коммуникация

2. Прокомментируйте афоризм Д.И. Менделеева: "В слове-начало"

Творческие задания

1. Подготовьте презентации «Фламенко в Испании», «Искусство икебаны», аргументирующие и возможность действенной передачи информации не вербально, и показывающие специфику культурного кода в целом.

2.Расскажите о видах пластической невербальной коммуникации (на примере балета - особого искусства, где, в отсутствии живых слов, основная идейно-смысловая направленность действа передается за счет выразительности движений, мимики, танцев)

Например, в балете Л. Минкуса «Баядерка» основная - тема жертвенного подвига во имя чести и любви.Способность любить и быть верным данному слову, блюсти свою честь – определяющие человеческие качества.

На основании нравственного анализа системы действующих лиц балета «Баядерка» можно говорить о центральной идее представления - жертвенном подвиге главной героини, баядерки Никии. Ее смерть – это, по сути, «песнь торжествующей любви». Танцуя для своей соперницы Ганзатти сакральный танец посвящения в невесты, ужаленная змеей, Никия погибает. Но остается верной своей любви и не принимает противоядия, предложенное ей влюблённым в неё Великим брамином в ответ на будущую взаимность со стороны девушки. Верность клятве, данной баядеркой воину Солору, - несокрушима. Даже на смертном одре Никия не нарушает обещания, оставаясь неизменной в своей цельности. Зрителя впечатляет, что всепоглощающая тема любви баядерки так ярко показана лишь разноообразными формами танца и поэтическими образами музыки. Действительно, без слов, лишь пластикой артисты балета раскрывают перед зрителем богатство открываемого внутреннего мира своих героев, демонстрируя удивительную тонкость психологического проникновения в образ.

«Торжественные выходы жрецов, красочные шествия многочисленных участников празднеств, эффектный дивертисмент со знаменитым "индусским танцем" - все это создает особую атмосферу действия, и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное - сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработке психологических характеристик и нюансов» [А. Соколов-Каминский. Статья о балете reserve.sp.ru› opera/ spectacl/r_bayaderka.htm]

3. Знаки и символы. Культурные коды.

Темы для обсуждения на семинаре:

1) Охарактеризуйте специфику определения знака и символа в культуре

2) Что такое закодированная культурная информация?

Темы для самостоятельной работы:

1) Расскажите о взглядах русского культуролога и философа Ю.М. Лотмана на проблему человеческого общения

2) Какую роль в сохранении символической информации играют искусство, религия и этика?

Письменное задание

1. Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение следующих терминов и понятий: знак, символ, культурный код

2. Вспомните и запишите пословицы о силе и значимости слова.

3. Прокомментируйте высказывание В. Шмакова: " Язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливыйдля всех времён и народов"

Творческие задания

1. Прослушайте аудиокнигу (прочитайте книгу) Д. Брауна "Код да Винчи", расскажите о символьной специфике произведения.

2. Подготовьте презентационный проект «Знаки Зодиака» (история, мотивация названия, тематические группы; сакральные религиозные номинации).

Опыт проведения лекционно-практических занятий (совместное сотворчестве преподавателя и студентов, соединение классической формы подачи материала с активными методами обучения) по тематике гуманитарных циклов доказывает, что урок – лишь начало размышлений. С давних пор символы и зашифрованное в них древнее сакральное знание манят человечество. И если раньше это было тайное знание, охраняемое от посторонних, известное лишь жрецам и служителям культа, то теперь, с ростом информационных технологий, мы как никогда близки к разгадке.

«Всплекс интереса к символам в современном мире многие считают показателем возрождения духовных потребностей людей… Символы служат указателями и помогают лучше понять окружающий мир, а значит, жить в гармонии с ним. И сейчас самое время выявить новый смысл классических символов, которые, возникнув в необозримой дали веков, сохранили свое значение до наших дней» [Энциклопедия символов/ сост. В.М. Рошаль. – М.: АСТ; Спб.: Сова, 2008. – 1007 с. - ISBN 978-5-17-031665-6. – тираж 15000 экз. – С.11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: