double arrow

Целей, определенных по направлениям стратегии и политики в области качества

Идентификационный номер, процесса (вида деятельности), приводимый в первом столбце табл. 3.4, является уникальным именем этого процесса в СК ОУ, на которое следует ссылаться в соответствующих информационных картах процесса, документированных процедурах (ДП), положениях, регламентах, рабочих инструкциях и других документах СК.

В структуре процессов системы качества выделен ряд процессов, которые образуют инвариантное ядро типовой модели. В табл. 3.4 и далее в тексте процессы, входящие в инвариантное ядро, отмечены звездочками. В таблице в качестве примера приведен реестр процессов типовой системы качества образовательных учреждений.

К инвариантному ядру типовой модели системы качества ОУ также относится:

- деятельность руководства в системе качества ОУ (раздел 1 табл. 3.4);

- деятельность по измерению, анализу и улучшению в рамках основных и обеспечивающих процессов (раздел 4 табл. 3.4).

Виды деятельности и процессы, входящие в инвариантное ядро типовой модели, подлежат обязательной проверке при оценке выполнения в ОУ показателя 1.2.3 государственной аккредитации «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования».

Таблица 3.4 Реестр процессов типовой системы качества образовательного учреждения, разработанный в Санкт-Петербургском государственном электротехническом

университете (ЛЭТИ)

1. Деятельность руководства в СК ОУ
1.1. Стратегия, политика и цели в области качества
1.2. Планирование и развитие СК ОУ
1.3. Распределение ответственности и полномочий
1.4. Подготовка к лицензированию, аттестации и аккредитации
1.5. Анализ СК ОУ со стороны руководства
1.6. Информирование общества
1.7. Финансирование СК ОУ
2. Основные процессы СК ОУ
2.1*. Маркетинг
2.2*. Проектирование и разработка образовательных программ
2.3. Довузовская подготовка
2.4*. Приём студентов
2.5*. Реализация основных образовательных программ
2.6*. Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми
2.7. Проектирование программ дополнительного образования
2.8. Реализация программ дополнительного образования
2.9. Подготовка кадров высшей квалификации
2.10*. Научные исследования и разработки
2.11. Инновационная деятельность
2.12. Международная деятельность
3. Обеспечивающие процессы СК ОУ
3.1*. Управление персоналом
3.2*. Управление образовательной средой
3.3. Редакционно-издательская деятельность
3.4*. Библиотечное и информационное обслуживание
3.5. Управление информационной средой
3.6*. Управление закупками
3.7*. Управление инфраструктурой
3.8. Управление производственной средой
3.9. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
3.10. Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ
4. Измерения, анализ и улучшение в основных и обеспечивающих процессов
4.1. Мониторинг, измерение и анализ процессов
4.2. Управление несоответствиями
4.3. Улучшение процессов

Рассмотрим основное содержание видов деятельности и процессов СК ОУ.

1. Деятельность руководства в системе качества. В область ответственности руководства ОУ входят, в частности, следующие аспекты, связанные с гарантией качества в высшем образовании:

- развитие культуры качества, признания его важности и необходимости предоставления потребителям гарантий качества;

- информирование общества и заинтересованных сторон о результатах деятельности ОУ, его достижениях и планах развития;

- обеспечение понимания всеми сотрудниками ОУ требований потребителей, а также законодательных и государственных требований, предъявляемых к высшему образованию;

- выделение ресурсов, необходимых для создания, ввода в действие и эффективного функционирования СК;

- официальное утверждение процедур и другой документации СК, гарантирующих качество;

- ежегодная оценка СК ОУ.

1.1. Стратегия, цели и политика области качества. Высшее руководство ОУ формулирует миссию, видение и ценности ОУ и также разрабатывает стратегию развития, которая отражает все виды деятельности ОУ, на основе которой разрабатывается стратегия ОУ в области качества и формулируется политика и цели ОУ в области качества.

При этом под миссией понимается краткое заявление (обычно от 25 до 50 слов), определяющее:

- позиционирование организации в окружающем мире (кто мы?);

- стержневые цели существования организации (для чего мы существуем?);

- основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?);

- ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимой продукции и/или услуг (что мы гарантируем и за счет чего?). Миссия должна подчеркивать специфику и уникальность данного ОУ, по сравнения с другими, и является основой для дальнейшей разработки политики ОУ.

Под видением понимается краткая формулировка желаемого состояния ОУ по всем его основным направлениям деятельности на обозримую перспективу, обычно на 3 или 5, 10 и 20 лет. Часто при формулировке видения определяются наиболее важные для ОУ области развития, о которых необходимо заботиться для достижения долговременного успеха.

Видение должно вдохновлять сотрудников и мотивировать их на достижение заявленных перспектив и является основой для разработки стратегического плана развития ОУ.

Политика в области качества - общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика должна:

- соответствовать стратегическим целям организации;

- включать требования по постоянному улучшению деятельности;

- постоянно анализироваться на пригодность;

- быть доведена до сведения всего персонала.

Политика в области качества включает в себя широкую постановку намерений и целей ОУ. Она определяется высшим руководством ОУ, излагается в письменной форме, должна быть официально провозглашена (опубликована) руководством и доведена до сведения всего персонала ОУ (его подразделений).

Цель в области качества - то, чего добивается или к чему стремится ОУ в области качества.

Необходимо разрабатывать достижимые и измеримые цели, связанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять, воплотить на практике и измерить степень их достижения.

1.2. Планирование и развитие системы качества ОУ. В контексте типовой модели системы качества ОУ под планированием системы качества понимается разработка и внедрение системы качества, ориентированной на потребителя и другие заинтересованные стороны.

1.3. Распределение ответственности и полномочий. Ответственность, права и обязанности персонала ОУ определены в положениях о подразделениях, должностных инструкциях, документированных процедурах и иных документах, включенных в документацию системы качества ОУ.

Приказом руководителя ОУ из состава руководства назначается представитель (уполномоченный) руководства в области качества, при этом на него возлагается следующая ответственность:

- обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии необходимых для СК процессов;

- организация и проведение внутренних аудитов в ОУ;

- анализ результативности СК;

- подготовка и представление руководству ОУ данных о функционировании СК и необходимости ее улучшения;

- содействие пониманию требований потребителей всеми сотрудниками ОУ.

Представитель руководства по качеству наделяется следующими полномочиями:

- осуществляет взаимодействие с внешними организациями по вопросам качества и/или СК;

- организует взаимодействие высшего руководства ОУ с руководителями процессов при согласовании целей и ресурсов для их достижения;

- информирует руководство о функционировании системы качества, в том числе о состоянии ресурсов, находящихся в распоряжении руководителей процессов;

- контролирует деятельность руководителей процессов по результатам:

- сбора и анализа записей и данных о процессе;

- управления несоответствиями;

- мероприятий (планируемых, корректирующих и предупреждающих), выполняемых в рамках процессов.

Распоряжением руководителя ОУ руководители процессов также назначаются.

Руководитель процесса несет ответственность за менеджмент процесса во всех его аспектах - планирование, управление, обеспечение, улучшение и оценку процесса.

Руководитель процесса уполномочен:

- выставлять требования к входам своего процесса и их показателям;

- проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия для управления процессом, а также планируемые мероприятия для его улучшения;

- запрашивать ресурсы для обеспечения процесса, проведения корректирующих/предупреждающих мероприятий, а также для мероприятий по улучшению процесса;

- разрабатывать и вносить изменения в управляющую документацию процесса.

Представитель руководства по качеству, руководители подразделений и руководители процессов СК ОУ информируют остальной персонал ОУ о состоянии и развитии системы качества ОУ на совещаниях подразделений, которые проводятся с установленной периодичностью.

1.5. Анализ СК ОУ со стороны руководства. Представитель (уполномоченный) руководства по качеству с установленной периодичностью готовит и составляет отчет по результатам функционирования системы качества, с оценкой ее результативности и достижения установленных целей ОУ в области качества.

Отчет представителя руководства по качеству содержит информацию:

- об анализе выполнения поставленных целей в рамках сформулированной политики.

- о внутренних аудитах;

- данные о результатах образовательной деятельности и выпускниках ОУ, а также данные о результативности и эффективности процессов системы качества ОУ;

- о проделанной работе по выявленным внутренним несоответствиям, а так же корректирующим и предупреждающим действиям;

- об эффективности действий по ранее принятым решениям;

- а также предложения по внесению изменений в СК ОУ.

На основе отчета представителя руководства по качеству высшее руководство ОУ дает оценку результативности и эффективности системы качества, а также уточняет, пересматривает, актуализирует политику и цели ОУ в области качества и планируемые ресурсы.

Результаты проведения таких оценок представляются в отчете и доводятся до руководителей процессов СК, сотрудников ОУ и иных заинтересованных сторон.

1.6. Информирование общества. Руководство ОУ, используя средства массовой информации, сеть Интернет и иные способы, информирует общество, абитуриентов, обучаемых и сотрудников, работодателей и партнеров, а также иные заинтересованные стороны о результатах своей деятельности, достижениях и планах развития. В частности, ОУ регулярно публикует на своём официальном сайте и в средствах массовой информации актуальную, беспристрастную и объективную информацию:

- о предлагаемых образовательных программах;

- ожидаемых результатах образовательных программ;

- присваиваемых квалификациях и выдаваемых сертификатах (дипломах);

- используемых процедурах обучения и оценки;

- образовательных возможностях, доступных студентам.

Публикуемая информация может содержать описание достижений выпускников и характеристику обучающихся на данный момент студентов.

ОУ публикует также информацию о своих планах и достигнутых результатах в области научной, инновационной, международной и иных видов деятельности, осуществляемых в ОУ.

1.7. Финансирование СК ОУ. Руководство ОУ предусматривает необходимые ресурсы, в т.ч. и финансовые для разработки, поддержания в работоспособном состоянии и развития СК ОУ.

2. Основные процессы СК ОУ. В типовой СК ОУ предусматривается 12 основных процессов, шесть из которых, отмеченных *, составляют инвариантное ядро.

2.1. Маркетинг. Маркетинг - процесс, направленный на определение требований и ожиданий заинтересованных сторон к основным результатам деятельности ОУ, включая научные исследования и разработки, требования к образовательным услугам и определение потребности в трудовых ресурсах определенной квалификации и компетенции, а также формирование спроса на результаты деятельности ОУ.

В качестве внешних заинтересованных сторон выступают:

- государство и общество;

- абитуриенты и члены их семей;

- предприятия и организации-партнеры;

- предприятия-работодатели.

В качестве внутренних потребителей ОУ (внутренние заинтересованные стороны) выступают:

- обучаемые;

- все категории персонала ОУ;

- процессы и функциональные подразделения ОУ.

В рамках процесса 2.1 «Маркетинг» реализуется:

- изучение и структурирование требований различных заинтересованных сторон;

- взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами;

- оценка и анализ удовлетворенности заинтересованных сторон;

- информирование о программах и продуктах ОУ и формирование спроса на результаты деятельности ОУ;

- разработка и реализация мероприятий по улучшению имиджа ОУ, позиционирования его на рынке образовательных услуг и научной продукции;

- разработка на основе документированных требований потребителей требований к показателям результатов процессов СК ОУ.

2.2. Проектирование и разработка образовательных программ. Деятельность, направленная на планирование, разработку организационного и методического обеспечения процесса 2.5 «Реализация основных образовательных программ».

Результатом процесса является создание комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку специалистов (бакалавров, магистров) по определенным специальностям (направлениям).

2.3. Довузовская подготовка. Деятельность по привлечению в ОУ абитуриентов, их профессиональной ориентации и подготовке к вступительным испытаниям в ОУ.

2.4. Приём студентов. Деятельность по отбору абитуриентов и зачислению студентов на образовательные программы высшего профессионального образования.

2.5. Реализация основных образовательных программ. Деятельность по формированию у студентов компетенций, в интересах человека, общества и государства, сопровождающаяся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

2.6. Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми. Деятельность по организации воспитательной работы и внеучебной деятельности с обучаемыми (студентами, аспирантами) с целью формирования у них культурных и нравственных ценностей, выработки активной гражданской позиции.

2.7. Проектирование программ дополнительного образования. Деятельность, направленная на планирование, разработку организационного и методического обеспечения процесса 2.8 «Реализация программ дополнительного образования» и процесса 2.3 «Довузовская подготовка» (в части реализации образовательных услуг).

Результатом процесса является создание комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих подготовку по всем видам программ дополнительного образования, реализуемых в ОУ.

2.8. Реализация программ дополнительного образования. Деятельность по формированию у студентов дополнительных профессиональных компетенций, в интересах человека, общества и государства, сопровождающаяся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

2.9. Подготовка кадров высшей квалификации. Деятельность ОУ по подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук.

2.10. Научные исследования и разработки. Деятельность по проведению научных исследований образовательного учреждения в интересах внутренних (процессы и подразделения организации) и внешних потребителей научной и наукоемкой продукции.

2.11. Инновационная деятельность. Деятельность по созданию, разработке и внедрению инновационных подходов и методов в интересах внутренних (процессы и подразделения организации) и внешних потребителей ОУ.

2.12. Международная деятельность. Деятельность ОУ по налаживанию и развитию международных связей в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также в области научно-технического и учебно-методического сотрудничества с зарубежными организациями, направленная:

- на утверждение бренда ОУ, повышение его конкурентоспособности на международном рынке научных и образовательных услуг;

- повышение конкурентоспособности выпускников ОУ;

- международное признание сертификатов (дипломов) и квалификаций, выдаваемых ОУ;

- обеспечение академической мобильности студентов и преподавательского состава.

3. Обеспечивающие процессы СК ОУ. В соответствии с типовой СК ОУ предусматривается 10 таких процессов, пять из которых, отмеченных *, составляют инвариантное ядро.

3.1. Управление персоналом. Обеспечение всех видов деятельности образовательного учреждения квалифицированными кадрами с требуемой компетенцией.

3.2. Управление образовательной средой. Деятельность университета, направленная на формирование, поддержание и развитие образовательной среды, а также создание комфортных условий деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава вуза, позволяющих наиболее полно и эффективно реализовать процесс обучения.

При этом под образовательной средой понимается комплекс факторов и услуг, определяющих условия обучения: обеспеченность учебными помещениями, библиотечным обслуживанием, доступ к компьютерам и Интернет, возможность использования оргтехники, наличие помещений для самостоятельных занятий и отдыха обучающихся и т. п. Образовательное учреждение должно создавать образовательную и производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к выполняемой деятельности, и управлять ею. В частности, учебные заведения должны гарантировать, что ресурсы, доступные для обучения, являются адекватными для каждой предлагаемой образовательной программы и соответствуют ресурсам, предусмотренным в данной образовательной программе.

3.3. Редакционно-издательская деятельность. Деятельность университета по подготовке, выпуску и распространению учебных, учебно-методических, научных и иных изданий, обеспечивающих информационные потребности образовательных программ и научных исследований университета.

3.4. Библиотечное и информационное обслуживание. Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей образовательного учреждения в информационных ресурсах, включая организацию библиотечного обслуживания обучаемых и сотрудников.

3.5. Управление информационной средой. Деятельность, направленная на формирование и развитие корпоративной информационной среды ОУ, а также ее интеграцию в российское и международное информационное пространство.

Одной из основных функций процесса является интеграция всех информационных систем ОУ, направленная на обеспечение доступности информационных ресурсов и повышения результативности и эффективности всех видов деятельности ОУ. В рамках процесса решается задача создания и развития информационной поддержки системы качества ОУ.

3.6. Управление закупками. Деятельность по обеспечению всех видов деятельности образовательного учреждения необходимыми материальными ресурсами и услугами.

3.7. Управление инфраструктурой. Деятельность, направленная на формирование, поддержание и развитие инфраструктуры (общежития, центры отдыха, вспомогательные подразделения и т.п.) ОУ с целью создание условий деятельности студентов и сотрудников ОУ, позволяющих наиболее полно и эффективно реализовать основные виды деятельности ОУ: образовательную, научную и инновационную деятельность.

3.8. Управление производственной средой. Деятельность, направленная на формирование, поддержание и развитие производственной среды ОУ, а также обеспечение комфортных условий деятельности сотрудников ОУ. Процесс 3.8 «Управление производственной средой ОУ» не включает процессы управления образовательной средой и информационной средой.

3.9. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности – деятельность ОУ, направленная:

- на обеспечение комфортных условий жизнедеятельности для сотрудников и обучаемых;

- создание условий деятельности исключающих возникновение ущерба жизни и здоровью персонала и обучаемых в процессе нахождения в университете.

3.10. Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ. Деятельность по оказанию обучаемым (студентам, аспирантам и докторантам) и сотрудникам университета социальной и материальной помощи, создание комфортных условий деятельности и отдыха, системы стимулирования развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: