Введение
Данные «Методические указания» содержат практические задания по дисциплине «Стилистика научного текста», которые выполняются студентами III курса очной формы обучения специальностей 030501.04 Декоративно-прикладной дизайн, 030502.04 Дизайн интерьера, 030503.04 Художественное проектирование и конструирование швейных изделий, 030504.04 Парикмахерское искусство и дизайн прически (030500.00).
Целью учебной дисциплины «Стилистика научного текста» является изучение студентами особенностей научного стиля речи, лексико-грамматических черт, свойственных текстам данного стиля, овладение практическими навыками создания типичных жанров научного стиля, востребуемых в научно-профессиональной деятельности.
Задачи, которые ставятся в данном пособии, направлены на формирование умений находить информацию в различных источниках и интерпретировать ее в соответствии с целями, создавать письменные и устные тексты определенных жанров научного стиля, предъявлять требуемую информацию в адекватной форме.
Овладение языком научного стиля речи является неотъемлемым условием формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста. Особенностью методических рекомендаций является то, что они предназначены для студентов, обучающихся на художественных специальностях: «дизайн интерьера», «парикмахерское искусство и дизайн прически», «декоративно-прикладной дизайн», «художественное проектирование и конструирование швейных изделий». Данный факт определил следующие особенности методических рекомендаций: наличие специальных тем, востребованных при обучении именно художественным специальностям (аннотация картин, рецензия на художественное произведение); включение для анализа текстов, посвященных мировой и русской культуре; наличие заданий и текстуальных примеров, способствующих повышению общекультурного уровня студентов. Практические задания направлены на выработку навыков продуцирования текстов научного стиля и правильного их оформления.
Тема 1. Определение научного стиля (2 ч.).
Функциональные стили - наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания (наука, право, искусство, религия и т.д.), а также целей, адресованности, содержания и условий речевого общения.
В русской лингвистической традиции выделяют следующие функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный, религиозный.
Научный стиль - это функциональный стиль речи, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основная цель в научном стиле - сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность.
В зависимости от адресованности научный стиль делится на три подстиля:
Собственно научный | Учебно-научный | Научно-популярный |
Адресат - сообщество ученых. Адресат и адресант относительно равны или сопоставимы по эрудиции; | Адресат — обучающиеся. Адресат и адресант не равны по эрудиции; адресант настроен на овладение новым научным знанием. | Адресат - широкая общественность, массовый читатель и слушатель. Адресат и адресант не равны по эрудиции; адресант настроен на ознакомление с новым научным знанием. |
Цель - сообщить новое знание и доказать его истинность. | Цель - преподнести научное знание, объективно науке уже известное, однако новое для адресата. | Цель - сделать достижения науки известными в обществе, заинтересовать людей историей открытий, жизнью научной мысли и ее авторов. |
Жанры: 1) собст- | Жанры - учебник, | Жанры - статья, |
венно-научные — научная статья, монография, тезисы, научный доклад, диссертация. Цель - изложить результаты исследований; 2) научно-информативные - рецензия, реферат, аннотация. Носят вторичный характер, так как создаются на основе первичных текстов; цель - изложить содержание первичного текста, возможно, дать ему оценку; 3) научно-справочные жанры - справочники, словари, специальные энциклопедии. | учебно-методическое пособие, научно-методическая статья, лекция. | очерк. |
Особенности — глубина изложения информации; насыщенность терминологией; обилие ссылок, цитат. Основной вариант научного стиля. | Особенности — более простой, чем в собственно-научном подстиле, язык (меньше терминов, проще грамматика); применяются особые графические способы оформления текста; большой объем иллюстративного материала (схемы, рисунки). | Особенности -простота изложения (терминов мало и они объясняются, предложения недлинные, с небольшим количеством осложняющих структур), выразительность; минимум цитат, ссылок. Подстиль имеет пограничный характер, так как содержит в себе черты научного и публицистического стиля. |
Характерными особенностями научного стиля являются точность изложения информации (широкое использование терминологической и общенаучной лексики); подчеркнутая логичность (последовательное изложение мыслей и использование соответствующих служебных слов и фраз); обобщенность, отвлеченность излагаемой информации (большое количество существительных с абстрактным значением, употребление глаголов преимущественно несовершенного вида в форме настоящего времени; сдержанность и строгость тона, безэмоциональность изложения (отказ от слов, которые выражают эмоциональную оценку, от сниженной разговорной и жаргонной лексики, а также отказ либо минимальное использование художественных средств выразительности (эпитеты, метафоры и пр.); слабая выраженность личности автора текста (отказ от местоимения Я при выражении мыслей, использование авторского мы, употребление безличных и страдательных конструкций); значительная усложненность текста (широкое использование сложных грамматических форм, осложняющих грамматических конструкций).
Задание 1. Определите, каким стилям соответствуют данные характеристики. Заполните в тетради данную таблицу.
Название стиля | Характеристика |
Прямо и призывно, сцелью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. | |
Через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя. | |
Логично, последовательно, аргументировано, точно и беспристрастно передается информация, сообщаются знания. | |
Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. | |
Официально, точно, по общепринятому стандарту |
излагается что-либо. | |
Возвышенно, этически выверено, без использования сниженной лексики говорится о духовных ценностях с целью принятия их аудиторией. |
Задание 2. Подумайте, какие из перечисленных ниже слов и словосочетаний характерны для каждого стиля. Помните, что одни и те же языковые средства могут быть характерны для нескольких стилей. Заполните таблицу в тетради.
Разго- | Науч- | Деловой | Публици- | Художест- | Религиоз- |
ворный | ный | стиль | стический | венный | ный стиль |
стиль | стиль | стиль | стиль | ||
Слова и словосочетания:
Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, нейтральные, возвышенные, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, книжные, диалектные, жаргонные, аббревиатуры, междометия, устаревшие, заимствованные, неологизмы, уменьшительно-ласкательные.
Задание 3. Подумайте, к каким стилям относятся указанные жанры речи. Заполните таблицу в тетради.
Разго- | Науч- | Деловой | Публици- | Художест- | Религиоз- |
ворный | ный | стиль | стический | венный | ный стиль |
стиль | стиль | стиль | стиль | ||
Диссертация, реферат, проповедь, отчет, роман, рассказ, канон, репортаж, акафист, поэма, повестка, заявление, послание, акт, сопроводительное письмо, конспект, докладная, открытое письмо, поучительная беседа, обвинительное заключение, исповедь, доверенность, басня, молитва, лозунг, листовка, закон,
постановление, анкета, тропарь, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ.
Задание 4. Определите, к каким подстилям и жанрам научного стиля относятся приведенные ниже текстовые фрагменты.
1. М.Н. Шумова. Русская живопись первой половины 19-го века. М.: Ис-
кусство, 1978. -168 с.
Альбом М.Н. Шумовой посвящен творчеству известных русских художников первой половины 19-го века - Кипренского О.А., Щедрина С.Ф., Брюллова К.П., Венецианова А.Г., Тропинина В.А., Иванова А.А., Федотова П.А. и многих других.
Кроме вступительной статьи, где дается общая характеристика основных направлений в искусстве этого периода, в альбоме имеются краткие биографии художников с указанием наиболее известных работ и помещены портреты художников. В альбоме воспроизведено более ста картин.
2. Панно - 1. Поверхность на стене, потолке, обрамленная орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями. 2. Картина на холсте, постоянно занимающая какой-нибудь участок стены.
3. Каждый художник видит мир по-своему и по-своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания.
Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра», - это значит, что живопись этого художника отличается богатством цвета. А про другого говорят: «У него сдержанная палитра». Такой художник предпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов. А вообще-то палитра -это тонкая доска прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца. Этой палитрой художник пользуется, только работая масляными красками.
Какие значения слова палитра вы узнали? Составьте определения слова «палитра» и запишите их в тетрадь.
Какой палитрой нравится пользоваться вам?
Рассмотрите иллюстрацию картины французского художника Жана-Батиста Шардена (1699 -1779). Как вы его охарактеризуете палитру?
4. Хорошо прожитая жизнь, полная исканий, находок, творческих успехов
и новых исканий, жизнь, насыщенная большим содержанием, действительно
долгая, независимо долгая от количества прожитых лет. Творческая жизнь Лео-
нардо - долгая жизнь и в другом отношении: она продолжалась в творчестве других художников, соотечественников и чужеземцев.
Великим художником немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер. Знал ли он Леонардо? Был ли знаком с его творчеством? Имело ли итальянское Возрождение влияние на подобное явление в Германии? Леонардо и Дюрер, Италия и Германия. Было ли между ними что-то общее?
5. Таким образом, мы наблюдаем в 1830 - 1850-х годах сложение и развитие нового типа исторической картины, построенного на принципах романтизма. Творчество Брюллова, Бруни, Иванова и некоторых других мастеров рисуют нам этот период как самостоятельный - романтический - этап развития русской исторической живописи 19-го века, обладающий своей идейной и художественной спецификой.
Под влиянием романтических представлений художники отходят от самодовлеющей морализации исторической живописи первой трети века, хотя трактовка событий как «урока истории» ни в коей мере не потеряла для них своей актуальности. Живописца и зрителя эпохи романтизма историческое событие более интересует в его собственных, конкретных чертах. Вместо апологетики героического подвига, взятого изолированно, мы находим чаще всего стремление увидеть то или иное событие как некое звено в цепи исторического процесса. Художники стремятся постичь - в меру возможностей эпохи - движущие силы истории. В соответствии с этим их внимание сосредоточено не на отдельном герое, а на толпе, олицетворяющей народ, нацию и даже шире - человечество. Разумеется, трактовка этих понятий имеет свою историческую ограниченность.