Морфология научного стиля

1) Частотно употребление глаголов в форме настоящего времени несовершенного вида со значением постоянного, вневременного действия: «имена существительные обладают разными признаками...»

2) Частотно употребление формы 3 лица глаголов. Наблюдается их абсолютное преобладание над другими формами. («Среди заимствований выделяют собственно заимствования и кальки»).

3) Прилагательные по употребительности в научном стиле превосходят все остальные стили: 13% (ср.: в деловом – 10%, в художест. – 7%, в разг. – 3,5%). Это связано с использованием их в составных терминах (сложное предложение, угольная кислота, актуальное членение и т.д.).

4) Наблюдается тенденция к десемантизации (утрата словом лексического значения. Например: знаменательный характер «быть» в сочетании быть дома и служебный характер – в сочетании быть готовым) глаголов и прилагательных. Много глаголов употребляются в роли связок: быть, являться, называться, считаться, определяться, становиться и т.д. Выступая в роли связок, глаголы десемантизируются и вступают в синонимические отношения: происходит, имеет место, отличается (один синонимический ряд в научном стиле).

Значительная часть глагола выступает в роли компонентов глагольно-именнных сочетаний, в которых основная нагрузка падает на существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматические функции: подвергнуть анализу; подвергнуть воздействию: подвергнуть оценке.

Десемантизация прилагательных и причастий происходит в результате их употребления в значении, близком к значению местоимения: принимая во внимание перечисленные условия; внимание перечисленные следующие опыты; внимание перечисленные описанные приемы.

5) Частотно употребление форм причастий и деепричастий.

6) Частотно употребление существительного среднего рода (в научной речи – 30%, в общелитературном языке -15%).

1-е место по частоте употребления – имена существительные;

2-е место по частоте употребления. – имена прилагательные;

3-е место – глагол.

Преобладание существительных связано с десемантизацисй глагола, в результате чего происходит перенос информации с глагола на существительные.

Для существительного характерно употребление ед.ч. в собирательном значении (Береза распускается раньше дуба).

7) Частотно использование существительных как цепочки родительного падежа (так называемый генетив): к изучению состояния и развития национальных языков.

8) Употребление 1-го лица мн.ч. местоимений, т.е. «мы» – авторское (Мы считаем необходимым включить); и «мы» – совокупность, включающая и говорящего, и аудиторию (Сравним два предложения). Однако в научной прозе последнего времени наблюдается тенденция исключения этой формы.

СИНТАКСИС НАУЧНОГО СТИЛЯ

Синтаксис научного стиля определяется спецификой научного мышления, для которого характерны предложения без конкретного лица говорящего: безличные, неопределенно-личные, номинативные, предложения с именным составным сказуемым и нулевой связкой.

1) Употребление пассивных конструкций.

2) Частотны обобщенно-личные предложения с глаголами в форме 1 л, мн.ч.. настоящего и будущего времени (Рассмотрим результаты анкетирования).

3) Безличные предложения характерны в 2-х типах:

с предикатами на (Ясно, что в понимании этого вопроса нет единства);

с модальными словами + инфинитив (Не нужно думать, что…).

4) Среди двусоставного предложения преобладают предложения с сост. именным сказуемым.

5) Среди сложного предложения преобладают сложноподчиненные, т.к. их смысловые связи четче и являются оформленными. Для сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными характерна информативная несамостоятельность главной части (т.е. информацию несет на себе придаточная часть).

6) Частотно употребление однородных членов, вводных конструкций.

7) Преобладают повествовательные предложения, отсутствие вопросительных., побудительных.

8) Употребление двойных союзов в простом предложении.

9) Частотно употребление производных предлогов (по мере, в течение, посредством).

10) Частотно употребление сложных производных союзов (вследствие того что и т.п.).

Т.е. в синтаксисе научной речи наиболее отчетливо проявляются такие качества, как подчеркнутая логичность и связность в изложении мыслей.

Существует тенденция к замкнутости научного стиля. Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже поэтических произведений (оды и поэмы), т.е. были близки к художественной литературе.

Изменение научного стиля имеет экстралингвистические причины: развитие науки потребовало устранения избыточного языкового материала. Дифференциация науки привела к значительному росту абстрактной лексики, которая стала характерна для научного стиля.

Итак, научный стиль во всех лингвистических проявлениях отражает специфику той сферы, которую он обслуживает, т.е. сферу науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: