К качественным, или общим, методам научного исследования межгрупповых конфликтов относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и логический методы, обобщение и сравнение.
Метод анализа включает в себя разделение изучаемого предмета на составные элементы либо выделение его отдельных признаков с целью изучения каждого из них в отдельности как частей единого целого. Применительно к конфликту с помощью анализа происходят выделение его структурных элементов, изучение оппонентов и их мотивов, интересов, позиций, стилей и стратегий взаимодействия.
Метод синтеза означает процесс мысленного соединения в единое целое и на основе этого изучение всех элементов и свойств данного явления или предмета. Синтез осуществляет раскрытие значения, роли и места любого элемента системы, а также способствует познанию этих элементов как единства многообразного.
Метод индукции предполагает общий вывод на основе частных посылок. Вывод о сущности конкретного конфликта делается на основе изучения его отдельных фрагментов, событий, фактов. Индуктивное обобщение раскрывает основные закономерности функционирования конфликта.
Метод дедукции предполагает определение частного вывода на основе общего положения.
Исторический метод чаще всего применяется в контексте исторического и политологического изучения конфликта. С помощью этого метода изучается временной аспект развития конфликта с момента его возникновения до момента завершения. На основе исторического метода изучаются конкретные условия и обстоятельства возникновения конфликта, дается оценка роли в зарождении и развитии данного конфликта конкретных исторических личностей, социальных групп, а также через рассмотрение других исторических примеров осуществляется анализ способа и формы завершения данного конфликта.
Логический метод предполагает логическое описание и объяснение конфликтов. Основой данного метода являются логическое мышление, а также законы диалектики и формальной логики. Достоинством этого метода является то, что при использова-
нии логических средств описания конфликта снижаются возможность неправильного определения направления конфликта и, следовательно, разработка неправильных средств его разрешения. Это позволяет реализовать правильную с точки зрения логики процедуру разрешения возникшей конфликтной ситуации. На основе данного метода применятся и исторический метод, так как для правильного понимания конфликта необходимо не только открытие исторических фактов, но и их логическая обработка: систематизация, обобщение, выводы.
Обобщение как метод заключается в использовании свойств, связей и отношений конфликта, которые свойственны не конкретному, отдельно взятому конфликту, а целому классу однородных в этом отношении конфликтов. Важным правилом при обобщении является умение выделить, во-первых, единичное, т. е. то, что является свойством именно этого конфликта, и, во-вторых, общее, которое характеризует целый ряд конфликтов.
Сравнительный метод основан на сопоставлении, сравнении ряда аспектов конфликта и нахождении существующих между ними сходств и различий в проявлениях. На основе этого метода возможно построить дифференциальную схему управления конфликтными процессами, используя выявленные различия в параметрах конфликта.






