Какие методы социальной психологии применяются для изучения конфликтных отношений в группе?

Методы социальной психологии применяются для выявления и изучения межличностных конфликтов, а также различных груп-


новых конфликтогенных явлений, к которым можно отнести со­циально-психологическую напряженность в отношениях, несов­местимость, возникновение отрицательно направленных мик-рогрупп. В исследовании групповых конфликтных отношений применяются следующие методы социальной психологии: на­блюдение, социометрия, опросы, различные проективные мето­ды, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.

Наблюдение является междисциплинарным методом изуче­ния разноуровневых межличностных конфликтов: от конф­ликтов в малых локальных группах до межгосударственных. Наблюдение — это сбор первичной информации об изучаемом объекте через целенаправленное, организованное, непосред­ственное восприятие и фиксирование конфликтных событий, явлений и ситуаций. Этот метод имеет свои достоинства, к ко­торым относятся: непосредственное восприятие конфликта, что достигается, во-первых, через участие в конфликтном процессе и, во-вторых, через стороннее его восприятие; оценка влия­ния, значимости и эффективности многих действующих в кон­фликте факторов; возможность обеспечить естественные ус­ловия протекания конфликта; наблюдение динамики конф­ликта.

Наблюдение как метод исследования группового конфлик­та имеет также и минусы, к которым относятся частный харак­тер наблюдаемой конфликтной ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта, когда наблюдатель помимо своей воли становится участником конфликта, а это приводит к оп­ределенным изменениям в его психике и может искажать вос­приятие ситуации. Возникшие изменения свойственны проти­воборствующим сторонам — участникам данного конфликта. Это искаженное восприятие ситуации, появление негативных эмоций, ориентация на нахождение справедливой позиции. Факты, которые получает в таком наблюдении исследователь, имеют личную окраску и потому не могут считаться объектив­ными, а следовательно, на их основании нельзя сделать науч­ные выводы. Также на результаты наблюдения могут влиять знания наблюдателя, его личный опыт и эмоциональное со­стояние.

Социометрия применяется для оценки межличностных эмо­циональных связей в группе, а в конфликтологических исследо­ваниях используется с целью выявления напряженных взаимоот­ношений и конфликтов в малой группе. Данная методика строится следующим образом: испытуемый должен определить свое отно­шение к другим участникам группы на основании предложенных критериев. Существует несколько модификаций (методов) при­менения социометрии.


Таблица 2

Методы применения социометрии

Название метода Характеристики и задачи
Координатно-социограммный метод Выделение конфликтных пар, индифферентных личностей" а также микрогрупп, имеющих положительный и отрица­тельный статус
Модульная методика диагностики межлич­ностных конфликтов Четыре базовые измерительные шкалы: ' — отношение к каждому члену группы; — представление об отношениях каждого к нему самому; — качество выполнения должностных обязанностей; — развитость нравственных качеств. Расчет индексов конфликтности всей группы и отдельных ее членов
Пространственная социометрия Выявление тех членов группы, с которыми у испытуемых ~ налажены близкие, безразличные и конфликтные отношения
Цветовой тест отношений Выявление скрытых в группе конфликтных отношений ~~ через снижение защитных механизмов группы Рассмотрение конфликтных отношений в их корреляции с цветовой гаммой (цветоассоциациями)

Опросник Б. Кросби и Д. Шерер предназначен для определе­ния уровня конфликтности психологического климата в органи­зации. На уровень конфликтности влияют следующие факторы, которые входят в данный опросник:

— баланс власти, формирующий субъективное чувство удов­
летворения или неудовлетворения сотрудников ее распределени­
ем в организации;

— правила открытого выражения негативных чувств и эмо­
ций (существуют ли они в организации);

— отношение к открытому несогласию сотрудников с приня­
тым в организации решением, а также то, как чувствуют себя вы­
разившие это несогласие сотрудники;

— типичный для руководителя стиль решения конфликта: из­
бегание открытого разрешения конфликтной ситуации, давле­
ние на подчиненных, сглаживание конфликта, работа с персона­
лом по регуляции и позитивному разрешению конфликта.

Ретроспективный анализ конфликтов часто применяется для ана­лиза конфликтов в семейных отношениях, а также конфликтов на предприятиях и организациях между руководителями и подчи­ненными. В опросники, направленные на ретроспективный ана­лиз, входят вопросы, ориентированные на выявление наиболее типичных для данной семьи, коллектива конфликтов, изучение причин, которые мешают предотвратить этот конфликт, выясне­ние типичных стратегий поведения оппонентов в конфликте.

Изучение документов часто сопутствует методу ретроспективного анализа конфликтов в социальной и юридической психологии.

Метод опроса имеет довольно широкий спектр применений. С его помощью исследуются различные виды конфликта. К оп-


сным метОдам относятся: анкетирование, беседы, массовые и экспертные опросы.

Методика определения внутригрупповой конфликтности (Т. По­лозова), представляющая собой опросный метод, основана на ме­тоде экспертной оценки. Методика включает в себя: оценкумеж-личностных отношений членов коллектива, что дает возможность выделить конфликтные пары в данном коллективе, выявление обших норм и стилей поведения в ситуации конфликта, а также определение образа конфликтного и неконфликтного человека. Шкала-опросник Ф. ФидлераЮ. Ханша предназначена для оцен­ки психологического климата в коллективе.

Для диагностики семейных конфликтов, консультирования супружеской пары и коррекции отношений применяется мето­дика «Межличностный семейный конфликт». Данная методика состоит из вопросов, направленных на изучение семейных ролей, коммуникативных, познавательных, материальных потребностей, потребности в защите «Я-концепции», культуры общения, вза­имной информированности, уровня моральной мотивации, про­ведения досуга, частоты возникновения конфликтов и способов их разрешения, субъективной оценки удовлетворенности браком каждого из супругов.

Эксперимент предполагает моделирование в лабораторных ус­ловиях конфликтной ситуации, что дает возможность изучения процесса протекания и разрешения конфликта. В качестве такой смоделированной ситуации могут выступать как несложные ро­левые игры, так и реальные ситуации, воспроизведенные в лабора­торных условиях. С помощью эксперимента исследуются: межлич­ностные конфликты, возникающие в ходе совместной деятельно­сти, когнитивные конфликты, которые постепенно перерастают в межличностные, конфликты в детской и школьной среде, в учеб­ном процессе. Недостатками эксперимента являются возмож­ность возникновения организационных и иногда нравственных трудностей, а также выводы, возникшие из смоделированных конфликтов, которые нельзя переносить на реальные жизнен­ные ситуации, так как те взаимосвязи и отношения, которые вы­явились в ситуации игры, могут также возникнуть и в реальных конфликтах. Еще один важный недостаток эксперимента-невоз­можность моделирования мотивации, которая присутствовала в ре­альном конфликте, а именно она часто является определяющим фактором конфликта. Поэтому на современном этапе для изучения Конфликта эксперимент применяется сравнительно нечасто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: