В психологии отсутствует методика, целью которой является определение уровня межличностной конфликтности человека, поэтому в исследованиях этого явления используются соответствующие шкалы, входящие в состав уже апробированных и применяемых для диагностики различных личностных сфер челове-
' Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Указ. соч. С. 169. 2 Там же. С. 169-170.
ка методик. Эти шкалы ориентированы на выявление выраженности качеств, свойств и состояний, которые являются маркером повышенной конфликтности личности.
Конфликтность личности — это свойство, которое отражает частоту вступления человека в межличностные конфликты. Таким образом, высокая личностная конфликтность человека ведет к постоянному провоцированию им напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими, при этом проблемной ситуации при взаимодействии может не возникать. Конфликтность личности обусловлена совокупным влиянием следующих факторов:
— психологических факторов, а именно темперамента, уровня
личностной агрессивности и психологической устойчивости, уров
ня притязаний, актуальным эмоциональным состоянием индиви
да на момент взаимодействия, возможной акцентуацией характера;
|
|
— социально-психологических факторов, среди которых важ
ное значение имеют социальные установки, ценности, отноше
ние к оппоненту. Направленность во взаимодействии с партне
ром «на себя», уровень компетентности в общении;
— социальных факторов: условий жизни, деятельности, нали
чия возможности расслабиться, отдохнуть, специфики социаль
ного окружения, общего уровня культуры, наличия определен
ных возможностей для удовлетворения ведущих, значимых по
требностей.
Наиболее популярными тестами и опросниками, одной из целей которых является диагностика уровня межличностной конфликтности, являются опросник А. Басса — А. Дарки, диагностика МЛО Т. Лири, личностный опросник Г. Айзенка, 16-факторный личностный опросник Кеттелла, Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, методика «Q-сортировка», опросник К. Томаса.
Опросник А. Басса — А. Дарки определяет индивидуальный уровень (индекс) агрессивности и раздражительности личности, который может быть низким, средним или высоким. Данная методика понимает агрессию как комплексное явление, которое отражается в различных формах агрессивных и враждебных реакций. Ктаким реакциям относятся физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, зависть, подозрительность.
Методика диагностики МЛО Т. Лири позволяет изучить конфликтные отношения в малых группах и выделить преобладающий тип отношения личности к окружающим. Всего существуют восемь типов, из них наиболее высоким уровнем конфликтности отличаются прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический. Высокая конфликтность личности означает наличие более восьми баллов по одному из этих типов.
|
|
Личностный опросник Г. Айзенка выявляет уровень конфликтности через соотношение шкал «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность», где высокий уровень нейротизма свидетельствует о возможности конфликтного поведения личности
16-факторный личностный опросник Кеттелла применяется для диагностики конфликтных личностей, а именно для выявления их психологических особенностей, среди которых преобладают такие качества, как скрытность, практичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость, честолюбие, стремление к лидерству.
Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера понимает тревожность как эмоциональное состояние, когда оно обусловлено актуальным напряжением, беспокойством и нервозностью, и как свойство личности, выступающее маркером таких состояний, как опасение и страх по отношению к объективно безопасным ситуациям, которые индивид воспринимает как опасные. Между повышенным уровнем тревожности и высоким уровнем агрессии существует положительная корреляция (взаимосвязь).
Методика «Q-сортировка» диагностирует и измеряет уровень тенденции к зависимости-независимости, общительности-необщительности, стремления к борьбе — избегания неудачи как поведенческих проявлений членов конкретной группы. Высокая конфликтность связывается с высокими показателями по шкале стремления к борьбе, которое рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в данной группе.
Опросник К. Томаса определяет ведущие стратегии поведения в ситуациях конфликта, основными из которых являются следующие пять: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Также указывается и оптимальная форма поведения, предполагающая применение в процессе конфликта всех пяти стратегий, но по каждой из них существует оптимальный средний показатель. Ведущей стратегией является именно та, которая преобладает в данном тесте. На выбор стратегии поведения оказывают влияние" различные личностные и социальные факторы — возраст, тип и особенности деятельности, условия деятельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению. А ориентация на конкретную стратегию поведения в конкретном конфликте связана с преобладанием определенного отношения к окружающим и участникам конфликта, а также уровнем агрессивности самой личности.