Межличностная конфликтность человека?

В психологии отсутствует методика, целью которой является определение уровня межличностной конфликтности человека, поэтому в исследованиях этого явления используются соответ­ствующие шкалы, входящие в состав уже апробированных и при­меняемых для диагностики различных личностных сфер челове-

' Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Указ. соч. С. 169. 2 Там же. С. 169-170.


ка методик. Эти шкалы ориентированы на выявление выражен­ности качеств, свойств и состояний, которые являются маркером повышенной конфликтности личности.

Конфликтность личности — это свойство, которое отражает частоту вступления человека в межличностные конфликты. Та­ким образом, высокая личностная конфликтность человека ведет к постоянному провоцированию им напряженных и конфликт­ных отношений и ситуаций с окружающими, при этом проблем­ной ситуации при взаимодействии может не возникать. Конф­ликтность личности обусловлена совокупным влиянием следую­щих факторов:

— психологических факторов, а именно темперамента, уровня
личностной агрессивности и психологической устойчивости, уров­
ня притязаний, актуальным эмоциональным состоянием индиви­
да на момент взаимодействия, возможной акцентуацией характера;

— социально-психологических факторов, среди которых важ­
ное значение имеют социальные установки, ценности, отноше­
ние к оппоненту. Направленность во взаимодействии с партне­
ром «на себя», уровень компетентности в общении;

— социальных факторов: условий жизни, деятельности, нали­
чия возможности расслабиться, отдохнуть, специфики социаль­
ного окружения, общего уровня культуры, наличия определен­
ных возможностей для удовлетворения ведущих, значимых по­
требностей.

Наиболее популярными тестами и опросниками, одной из це­лей которых является диагностика уровня межличностной конф­ликтности, являются опросник А. Басса — А. Дарки, диагностика МЛО Т. Лири, личностный опросник Г. Айзенка, 16-факторный личностный опросник Кеттелла, Шкала реактивной и личност­ной тревожности Ч. Спилбергера, методика «Q-сортировка», оп­росник К. Томаса.

Опросник А. Басса — А. Дарки определяет индивидуальный уровень (индекс) агрессивности и раздражительности личности, который может быть низким, средним или высоким. Данная ме­тодика понимает агрессию как комплексное явление, которое отражается в различных формах агрессивных и враждебных ре­акций. Ктаким реакциям относятся физическая, косвенная, вер­бальная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, зависть, подозрительность.

Методика диагностики МЛО Т. Лири позволяет изучить конф­ликтные отношения в малых группах и выделить преобладаю­щий тип отношения личности к окружающим. Всего существуют восемь типов, из них наиболее высоким уровнем конфликтности отличаются прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скепти­ческий. Высокая конфликтность личности означает наличие бо­лее восьми баллов по одному из этих типов.


Личностный опросник Г. Айзенка выявляет уровень конфликт­ности через соотношение шкал «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность», где высокий уровень нейротизма сви­детельствует о возможности конфликтного поведения личности

16-факторный личностный опросник Кеттелла применяется для диагностики конфликтных личностей, а именно для выявления их психологических особенностей, среди которых преобладают такие качества, как скрытность, практичность, жесткость, су­ровость, независимость, решительность, смелость, честолюбие, стремление к лидерству.

Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера понимает тревожность как эмоциональное состояние, когда оно обусловлено актуальным напряжением, беспокойством и нервоз­ностью, и как свойство личности, выступающее маркером таких состояний, как опасение и страх по отношению к объективно безо­пасным ситуациям, которые индивид воспринимает как опасные. Между повышенным уровнем тревожности и высоким уровнем аг­рессии существует положительная корреляция (взаимосвязь).

Методика «Q-сортировка» диагностирует и измеряет уровень тенденции к зависимости-независимости, общительности-необ­щительности, стремления к борьбе — избегания неудачи как пове­денческих проявлений членов конкретной группы. Высокая кон­фликтность связывается с высокими показателями по шкале стремления к борьбе, которое рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в данной группе.

Опросник К. Томаса определяет ведущие стратегии поведения в ситуациях конфликта, основными из которых являются следу­ющие пять: соперничество, сотрудничество, компромисс, избега­ние и приспособление. Также указывается и оптимальная форма поведения, предполагающая применение в процессе конфликта всех пяти стратегий, но по каждой из них существует оптималь­ный средний показатель. Ведущей стратегией является именно та, которая преобладает в данном тесте. На выбор стратегии поведе­ния оказывают влияние" различные личностные и социальные факторы — возраст, тип и особенности деятельности, условия деятельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению. А ориентация на конкретную стратегию поведения в конкретном конфликте связана с преобладанием определенно­го отношения к окружающим и участникам конфликта, а также уровнем агрессивности самой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: