В основе ситуационного метода лежит понятие ситуации. Понимание сущности ситуации может осуществляться в трех направлениях (подходах). В первом подходе ситуация рассматрива-
ется как часть объективного мира, и условия и воздействие этого мира на человека обеспечивают специфику его деятельности. Такой подход часто используется отечественными учеными. Второй подход, рассматривая ситуацию, выделяет в ней основной структурный элемент — субъективный образ. Этот образ является индивидуальным отражением ситуации в сознании человека. Философской основой подобного понимания ситуации является экзистенциализм, и в русле данного подхода работают в основном западные ученые. Третий подход понимает ситуацию как единство объективного и субъективного.
Отечественный ученый-психолог С. Л. Рубинштейн, понимая ситуацию с объективной точки зрения — как один из детерминирующих деятельность человека компонентов, указывал на важную роль самого человека в ее восприятии. Он отмечал, что присутствие и отношение человека к ситуации изменяет ее. То есть на восприятие ситуации оказывает влияние отношение в ней самого человека.
|
|
Ситуационный метод исследования конфликта основан на выборе ситуации как единицы его анализа. Под единицей анализа понимается «минимальное, далее не разложимое образование, являющееся частью целого и обладающее всеми его основными свойствами»1.
Единица анализа конфликта системна и выступает как интегральное синтетическое понятие. Такие качества дают возможность более целостного, глубокого и конкретного описания конфликта. Правильный выбор единицы анализа очень важен. Критерием такого выбора выступает способность единицы анализа выявить структуру, динамику, развитие и функции конфликта. На основе выбранной единицы анализа конфликта осуществляется системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный анализ конфликта.
При исследовании конфликта применение ситуационного метода имеет свои особенности. В первую очередь это специфика самого объекта исследования, который в сравнении с деятельностью более сложен.
Существует определенная схема изучения конфликта с помощью метода ситуационного анализа, а единицей анализа в этой схеме является конфликтная ситуация, под которой понимается наименьшая неделимая часть конфликта, которая включает в себя все его основные свойства. Схема изучения конфликта имеет следующие этапы:
1) определение структурных границ конфликтной ситуации, которое осуществляется с помощью выявления как всех основных, так второстепенных участников конфликта;
|
|
2) определение пространственных границ конфликта;
3) определение временных границ конфликта, под которыми
понимается «промежуток времени, в течение которого не наблю
дается качественных изменений в объекте конфликта, составе
его участников и характере их взаимодействия»1. Изменение од
ного из этих элементов ведет к возникновению новой конфликтной
ситуации;
4) выделение таких фаз развития конфликта, в ходе которых
не меняется характер основных участников;
5) выявление содержания конфликта;
6) системный анализ.
В качестве компонентов конфликтной ситуации выступают объект конфликта, функциональные взаимосвязи между его структурными элементами, состав основных и второстепенных участников конфликта, социальная среда, объективная обстановка. Эти компоненты оказывают существенное влияние на развитие и характер конфликта. В конфликте может наблюдаться не одна, а несколько конфликтных ситуаций.
Анализ конфликтных ситуаций может осуществляться ретроспективно и непосредственно. Ретроспективное изучение и анализ включают в себя изучение документов, которые дают характеристику конфликту, опрос свидетелей и самих участников конфликта.
Ситуационный анализ включает в себя разработку специального бланка, в котором зафиксированы основные характеристики конфликта, представляющие интерес для исследователя. Выделение конфликтной ситуации в качестве единицы анализа конфликта имеет свои достоинства: это возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реально существующих конфликтах. Ситуационный анализ дает возможность изучения не конфликта вообще, а конкретного конфликта, и это изучение осуществляется на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и социальных групп.
Важным требованием описания конфликтной ситуации является применение системного подхода. Системно-ситуационный метод изучения конфликта имеет свои преимущества:
1) отсутствие такого яркого недостатка большинства методик
изучения конфликта, как ориентация не на изучение реальной
ситуации, а на анализ мнения экспертов по поводу абстрактных
конфликтов;
2) изучение конфликта не фрагментарно, а целостно;
3) на основе ситуационного метода анализа конфликта мож
но выделить такую структурную единицу, которая содержит в себе
все основные свойства изучаемого объекта, что в дальнейшем
1 АнцуповА. Я., ШипиловА И. Указ. соч. С. 195.
1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 198.
позволит организовать банк реальных ситуаций. Использование ЭВМ в исследовании объекта дает возможность выявления таких закономерностей его развития, которые невозможно обнаружить другими методами;
4) возможность междисциплинарного применения данного метода во всех отраслях конфликтологии.