Как можно охарактеризовать ситуационный метод изучения конфликтов?

В основе ситуационного метода лежит понятие ситуации. Понимание сущности ситуации может осуществляться в трех на­правлениях (подходах). В первом подходе ситуация рассматрива-


ется как часть объективного мира, и условия и воздействие этого мира на человека обеспечивают специфику его деятельности. Та­кой подход часто используется отечественными учеными. Второй подход, рассматривая ситуацию, выделяет в ней основной струк­турный элемент — субъективный образ. Этот образ является ин­дивидуальным отражением ситуации в сознании человека. Фило­софской основой подобного понимания ситуации является экзис­тенциализм, и в русле данного подхода работают в основном западные ученые. Третий подход понимает ситуацию как един­ство объективного и субъективного.

Отечественный ученый-психолог С. Л. Рубинштейн, понимая ситуацию с объективной точки зрения — как один из детермини­рующих деятельность человека компонентов, указывал на важ­ную роль самого человека в ее восприятии. Он отмечал, что при­сутствие и отношение человека к ситуации изменяет ее. То есть на восприятие ситуации оказывает влияние отношение в ней са­мого человека.

Ситуационный метод исследования конфликта основан на вы­боре ситуации как единицы его анализа. Под единицей анализа понимается «минимальное, далее не разложимое образование, являющееся частью целого и обладающее всеми его основными свойствами»1.

Единица анализа конфликта системна и выступает как интег­ральное синтетическое понятие. Такие качества дают возможность более целостного, глубокого и конкретного описания конфлик­та. Правильный выбор единицы анализа очень важен. Критерием такого выбора выступает способность единицы анализа выявить структуру, динамику, развитие и функции конфликта. На основе выбранной единицы анализа конфликта осуществляется систем­но-структурный, системно-функциональный, системно-генети­ческий и системно-информационный анализ конфликта.

При исследовании конфликта применение ситуационного ме­тода имеет свои особенности. В первую очередь это специфика самого объекта исследования, который в сравнении с деятельно­стью более сложен.

Существует определенная схема изучения конфликта с помо­щью метода ситуационного анализа, а единицей анализа в этой схеме является конфликтная ситуация, под которой понимается наименьшая неделимая часть конфликта, которая включает в себя все его основные свойства. Схема изучения конфликта имеет следующие этапы:

1) определение структурных границ конфликтной ситуации, которое осуществляется с помощью выявления как всех основ­ных, так второстепенных участников конфликта;


2) определение пространственных границ конфликта;

3) определение временных границ конфликта, под которыми
понимается «промежуток времени, в течение которого не наблю­
дается качественных изменений в объекте конфликта, составе
его участников и характере их взаимодействия»1. Изменение од­
ного из этих элементов ведет к возникновению новой конфликтной
ситуации;

4) выделение таких фаз развития конфликта, в ходе которых
не меняется характер основных участников;

5) выявление содержания конфликта;

6) системный анализ.

В качестве компонентов конфликтной ситуации выступают объект конфликта, функциональные взаимосвязи между его структурными элементами, состав основных и второстепенных участников конфликта, социальная среда, объективная обстанов­ка. Эти компоненты оказывают существенное влияние на разви­тие и характер конфликта. В конфликте может наблюдаться не одна, а несколько конфликтных ситуаций.

Анализ конфликтных ситуаций может осуществляться ретрос­пективно и непосредственно. Ретроспективное изучение и анализ включают в себя изучение документов, которые дают характери­стику конфликту, опрос свидетелей и самих участников конф­ликта.

Ситуационный анализ включает в себя разработку специально­го бланка, в котором зафиксированы основные характеристики конфликта, представляющие интерес для исследователя. Выделе­ние конфликтной ситуации в качестве единицы анализа конфлик­та имеет свои достоинства: это возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реально существующих конфликтах. Ситуационный анализ дает возможность изучения не конфликта вообще, а конкретного конфликта, и это изучение осуществляется на основе систематизации конкретной информа­ции о поведении конкретных людей и социальных групп.

Важным требованием описания конфликтной ситуации явля­ется применение системного подхода. Системно-ситуационный метод изучения конфликта имеет свои преимущества:

1) отсутствие такого яркого недостатка большинства методик
изучения конфликта, как ориентация не на изучение реальной
ситуации, а на анализ мнения экспертов по поводу абстрактных
конфликтов;

2) изучение конфликта не фрагментарно, а целостно;

3) на основе ситуационного метода анализа конфликта мож­
но выделить такую структурную единицу, которая содержит в себе
все основные свойства изучаемого объекта, что в дальнейшем



1 АнцуповА. Я., ШипиловА И. Указ. соч. С. 195.


1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 198.


позволит организовать банк реальных ситуаций. Использование ЭВМ в исследовании объекта дает возможность выявления таких закономерностей его развития, которые невозможно обнару­жить другими методами;

4) возможность междисциплинарного применения данного метода во всех отраслях конфликтологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: