Какие психологические компоненты входят в структуру конфликта?

В качестве важнейших психологических элементов конфлик­та выступают мотивы и устремления сторон, стратегии и тактики поведения, а также особенности восприятия ситуации конфлик­та его участниками.

Мотивы, потребности, цели, интересы и ценности участников конфликта формируют их активность и направленность деятель­ности. Под мотивами конфликта понимаются определенные по­буждения к вступлению участника в конфликт, которые направ­лены на удовлетворение его потребностей. Истинные мотивы ча­сто не выявляются в процессе конфликта.

Потребности — это основной побудитель активности участ­ника конфликта. В данном случае под потребностью понимается особое состояние, которое возникает от нужды в определенных объектах, испытываемой субъектом. Наличие у субъекта этих объектов является важной частью его существования и развития.

Те или иные причины поведения сторон — участниц конф­ликта основаны на их стремлении удовлетворить свои интересы. Интерес — это осознанная потребность, которая формирует на­правленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реа­лизацию им конфликтного поведения. В конфликте оппоненты отстаивают свои ценности, которые также могут быть его причи­ной. К таким ценностям относятся общечеловеческие и лично­стные ценности. Мотивы и ценности могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Возникновение мотивов обусловлено определенными условиями, ситуацией. Общественное сознание, ровно как и индивидуальное, может испытывать влияние неко­торых социально-дезорганизующих процессов, и тогда ценности могут быть изменены. Следовательно, изменения произойдут и в потребностях, а значит, и в целях, поступках и действиях.

Цель выступает как конкретизация мотивов оппонентов. Цели в конфликте могут быть стратегическими и тактическими. Ос­новная цель — это стремление к овладению тем или иным объек­том конфликта, и именно на этой основе строятся все тактиче­ские цели. Иногда цель-средство может стать ведущей целью.

Позиция — это определенным образом выстроенная система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, ко­торая проявляется в соответствующем поведении. В эту систему включены фактические права, обязанности и возможности оп­понента, которые он реализует в конкретной ситуации через осо­бенности общения, поведения и деятельности. Позиция устой­чива, но в то же время может быть динамичной и гибкой.

Конфликтное поведение как психологический компонент конфликта включает в себя противоположно направленные дей­ствия его участников. Совокупность этих действий, основанных



на соответствующих принципах, предполагает определенную стра­тегию (способы) и тактику (приемы) поведения.

Стратегия поведения в конфликте включает в себя ориента­цию, свойственную личности или группе по отношению к этому конфликту, и установку на определенные формы поведения. Вы­деляются стратегии соперничества (конкуренции), сотрудниче­ства, компромисса, приспособления и избегания.

Стратегия соперничества — это навязывание другой стороне вы­годного для себя решения, мнения. Стратегия сотрудничества — это поиск решения, удовлетворяющего обе стороны. Стратегия ком­промисса — это взаимные уступки обеих сторон в чем-то важном и значимом для них. Стратегия приспособления — это понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента, уступка ему. Стратегия избегания — это бездействие одной из сторон, отсут^ ствие активности с ее стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: