В качестве важнейших психологических элементов конфликта выступают мотивы и устремления сторон, стратегии и тактики поведения, а также особенности восприятия ситуации конфликта его участниками.
Мотивы, потребности, цели, интересы и ценности участников конфликта формируют их активность и направленность деятельности. Под мотивами конфликта понимаются определенные побуждения к вступлению участника в конфликт, которые направлены на удовлетворение его потребностей. Истинные мотивы часто не выявляются в процессе конфликта.
Потребности — это основной побудитель активности участника конфликта. В данном случае под потребностью понимается особое состояние, которое возникает от нужды в определенных объектах, испытываемой субъектом. Наличие у субъекта этих объектов является важной частью его существования и развития.
Те или иные причины поведения сторон — участниц конфликта основаны на их стремлении удовлетворить свои интересы. Интерес — это осознанная потребность, которая формирует направленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реализацию им конфликтного поведения. В конфликте оппоненты отстаивают свои ценности, которые также могут быть его причиной. К таким ценностям относятся общечеловеческие и личностные ценности. Мотивы и ценности могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Возникновение мотивов обусловлено определенными условиями, ситуацией. Общественное сознание, ровно как и индивидуальное, может испытывать влияние некоторых социально-дезорганизующих процессов, и тогда ценности могут быть изменены. Следовательно, изменения произойдут и в потребностях, а значит, и в целях, поступках и действиях.
|
|
Цель выступает как конкретизация мотивов оппонентов. Цели в конфликте могут быть стратегическими и тактическими. Основная цель — это стремление к овладению тем или иным объектом конфликта, и именно на этой основе строятся все тактические цели. Иногда цель-средство может стать ведущей целью.
Позиция — это определенным образом выстроенная система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении. В эту систему включены фактические права, обязанности и возможности оппонента, которые он реализует в конкретной ситуации через особенности общения, поведения и деятельности. Позиция устойчива, но в то же время может быть динамичной и гибкой.
Конфликтное поведение как психологический компонент конфликта включает в себя противоположно направленные действия его участников. Совокупность этих действий, основанных
|
|
на соответствующих принципах, предполагает определенную стратегию (способы) и тактику (приемы) поведения.
Стратегия поведения в конфликте включает в себя ориентацию, свойственную личности или группе по отношению к этому конфликту, и установку на определенные формы поведения. Выделяются стратегии соперничества (конкуренции), сотрудничества, компромисса, приспособления и избегания.
Стратегия соперничества — это навязывание другой стороне выгодного для себя решения, мнения. Стратегия сотрудничества — это поиск решения, удовлетворяющего обе стороны. Стратегия компромисса — это взаимные уступки обеих сторон в чем-то важном и значимом для них. Стратегия приспособления — это понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента, уступка ему. Стратегия избегания — это бездействие одной из сторон, отсут^ ствие активности с ее стороны.