И деструктивные функции выполняет конфликт?

В большинстве научных взглядов, концепций сущность и функ­ции конфликта рассматриваются в противоположных направле-" ниях. Либо конфликт наделяется только негативными функция­ми и является по сути свой дестабилизирующим, нарушающим равновесие системы и потому нежелательным, либо ему припи­сывается исключительно положительная роль механизма, позво­ляющего системе развиваться, и он рассматривается как поло­жительное социальное явление.

Двойственность функций конфликта заключает в том, что они носят как позитивный, так и негативный характер. Однако оцен­ка конструктивных и негативных функций имеет некоторые слож­ности, которые заключаются в отсутствии четких критериев в их различии, в наличии обоих полюсов — и положительного, и от­рицательного — в большинстве конфликтов, что не дает возмож­ности дать обобщенную оценку, в особенностях процесса разре­шения конфликта, его результатов, зависит от стадий конфлик­та, а также от оценки данного конфликта как конструктивного или деструктивного каждым из участников, от занимаемых ими позиций и целей, которые они преследуют.

Деструктивные и позитивные функции конфликта могут про­являться как на социальном уровне, т. е. по отношению к той со­циальной системе, в которой они развиваются, так и на личност ном уровне — в отношении участников конфликта.

Деструктивные функции на разных уровнях социальной си темы (общество, организация, коллектив, малая группа) сво, ся к следующему:

— может привести к использованию насильственных дов разрешения, что, в свою очередь, может повлечь человече ские жертвы и материальные* потери (часто среди мирного н селения);


— способствует формированию состояния дестабилизации и
дезорганизации у противоборствующих сторон;

— замедляет темпы социального, экономического, политиче­
ского и духовного развития общества вплоть до стагнации и кри­
зиса общественного развития, а также возникновения тотали­
тарного, диктаторского режима;

— ведет к дезинтеграции общества, системы, разрушению со­
циальных связей, социокультурному отчуждению;

— способствует психологической и моральной деградации
в обществе, организации, коллективе: пессимизму, депрессии,
апатии, разрушению нравственных устоев;

— ведет к возникновению новых более деструктивных конф­
ликтов;

— в организациях может привести к снижению уровня рабо­
тоспособности, дисциплины, эффективности индивидуальной и
совместной трудовой деятельности, ослаблению групповой мо­
тивации, групповой сплоченности и ценностно-ориентационно-
го единства;

— отрицательно влияет на взаимоотношения и социально-пси­
хологический климат в коллективе.

На личностном уровне деструктивные функции конфликта проявляются следующим образом:

— оказание негативного эмоционального, психологического
воздействия на участников конфликта, возникновение чувства
тревоги, депрессии, подавленности, пессимизма, агрессии, серь­
езных стрессовых состояний, негативных психических состояний;

— разочарование в собственной значимости, возможностях и
т. п., деиндентификация личности;

— формирование чувства неуверенности, утрата прежней мо­
тивации, ценностных ориентации, веры в идеалы, что, в свою
очередь, может привести к формированию девиантных форм по­
ведения, суициду;

— формирование негативного «образа врага», что ведет к фор­
мированию негативной установки и, следовательно, негативных
действий по отношению к нему;

— формирование отрицательной оценки партнеров по дея­
тельности, друзей, коллег, разочарование в них;

— снижение эффективности, продуктивности индивидуаль­
ной деятельности оппонентов;

— закрепление в социальном опыте индивида стратегии на­
сильственного разрешения конфликта как преимущественной,
что может привести к ее систематическому использованию, при­
чем не только в конфликтных, но и в иных ситуациях социального
взаимодействия;

— оказание отрицательного влияния на развитие личности,
процесс личностного роста;

— формирование неправильных жизненных установок, утра­
та веры в справедливость, честность;


— способствуют формированию новых и включают уже суще,
ствующие механизмы психологической защиты, которые могут
провоцировать негативные формы поведения: отсутствие увлечен­
ности, отмалчивание, замкнутость, жесткий формализм, грубость,
критиканство, демонстрацию собственного превосходства, подо­
зрительность и т. п.

Конструктивные функции, свойственные конфликту, также могут проявляться на социальном и личностном уровнях. По от­ношению к социуму конструктивные функции конфликта сво­дятся к следующему:

— активизирует социальную жизнь группы и общества в ц
лом, способствует возникновению новшеств, развитию; щ

акцентирует требующие решения проблемы, связанные
с деятельностью группы, оказывает регулирующее действие на по­
ведение некоторых членов группы, коллектива;

— повышает эффективность и продуктивность совместной дея­
тельности;

— изучает общественное мнение, социальные установки, на­
строения, способствует актуализации гуманистических ценно­
стей и выявлению существующих противоречий;

— несет информационную функцию, так как свидетельствует
о высоком уровне недовольства в обществе, коллективе, связан­
ном с нерешенной проблемой;

— выступает формой разрешения существующих противоре­
чий и устранения недостатков;

— способствует созданию новых, более позитивных и благо­
приятных условий существования в среде, в группе;

— выполняет функцию сплочения, интеграции, объединения
группы, общества, дает возможность группе использовать все су­
ществующие ресурсы для решения возникшей проблемы, избав­
ления от внешней угрозы и т. п.;

— выполняет релаксационную функцию, способствуя снятию
накопившейся социальной и психологической напряженности,
избавляет от негативных эмоций, стрессовых состояний и нервно­
го напряжения, возникающих в группе;

— способствует поиску новых идей, разработке и использованию
инновационных технологий, применению продуктивных, опти­
мальных решений возникших противоречий, так как активизи­
рует мыслительную деятельность, развивает творческую активность;

— способствует стабилизации социальной системы в случае
успешного разрешения, так как при этом ликвидируются источ­
ники проблемы и неудовлетворения;

— оптимизирующая функция в коллективе, которая проявля­
ется в стабилизации трудовых отношений, повышении трудовой
дисциплины, более чутком и глубоком реагировании руководи­
телей на нужды подчиненных, снижении эмоционального на­
пряжения и установлении более доброжелательной, поддержи­
вающей атмосферы внутри коллектива, организации;


— закрепление более позитивных, гуманных и конструктив­
ных способов разрешения конфликтных ситуаций в случае пози-
хивного исхода конфликта и использования для его урегулирова­
ния мягких, позитивных стратегий;

— предотвращает возникновение более глубоких серьезных

конфликтов.

На индивидуальном, личностном уровне конфликт имеет сле­дующие конструктивные функции:

— познавательную функцию по отношению к участникам конф­
ликта — познание, оценка их личностных психологических осо­
бенностей и качеств, мотивов, установок, ценностей, так как часто
именно в критической конфликтной ситуации проявляется истин­
ный характер людей, когда раскрываются не только их негативные
качества, но также и позитивные стороны личности; с этим же свя­
зано выявление силы и уровня опасности противника;

— функцию самопознания, возможность адекватно оценить
себя, свои личностные особенности и качества, выявить новые
черты, избавиться от нежелательных черт характера, подкоррек­
тировать уровень притязаний, систему мотивов;

— социализирующую функцию, так как конфликт дает важный

жизненный опыт;

— адаптационную функцию, так как при взаимодействии с дру­
гими людьми человек учится приспосабливаться к интересам груп­
пы и к другим людям, налаживать конструктивное взаимодей­
ствие, контакты, строить свою деятельность в соответствии как
со своими личными установками, так и с требованиями социума;

— регулятивную функцию, способствующую регуляции, ос­
лаблению, снятию психического напряжения, стрессовых состоя­
ний, негативных эмоций и т. п.;

— функцию удовлетворения потребностей, причем как пер­
вичных, так и вторичных, средство самореализации личности, ее

роста и развития;

— улучшение качества индивидуальной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: