При анализе стратегий поведения сторон в конфликте применяют такие параметры поведения, как «жесткость» и «мягкость» в отстаивании своей позиции, а также модальность отношения к партнеру. Жесткость позиции в отстаивании своих интересов предполагает напористость, энергичность и повышенную активность в воздействии на противника через требования, указания, а также различные формы социального, физического и психологического регулирования. Мягкое отстаивание своих интересов означает не пассивное и вялое поведение, а использование более тонких, не прямых, скрытых воздействий, искусное манипулирование противником на основе учета его личностных качеств и особенностей и использования слабых мест.
Модальность отношения к партнеру — параметр поведения, который отражает степень уважения оппонента. Вариантами этого отношения могут быть принятие оппонента как объекта или как субъекта взаимодействия. При отношении к оппоненту как к объекту взаимодействия преобладают силовые, жесткие и прямые действия, иногда не соответствующие общепринятым моральным нормам и целью которых является удовлетворение своих интересов. При рассмотрении партнера как субъекта взаимодействия преобладает признание его психологического равенства и, следовательно, использование таких средств воздействия, которые согласуются с правовыми и нравственными нормами.
На основе этих параметров выделяются следующие стратегии поведения в конфликте: нормативная, конфронтационная (агрессивная), манипулятивная и переговорная.
Конфронтационная позиция |
Нормативная стратегия |
Оппонент как объект воздействия |
Оппонент как субъект поведения |
Манипулятивная стратегия |
Жесткая позиция
Переговорная стратегия |
Мягкая позиция
Схема 1. Основные стратегии поведения в конфликте1
Нормативная стратегия включает в себя такое поведение, которое опирается на нормативность позиции и уважение к личности оппонента. Конфронтационная (агрессивная) стратегия является конфликтной и включает в себя угрозы, психологическое давление, оскорбления, блокирующие действия, а также физическое и моральное насилие. Именно в этой стратегии цели-средства часто перерастают в конечную цель — нанесение ущерба. Манипулятивная стратегия ориентирована на достижение цели через применение приемов косвенного психологического воздействия на противника, которые провоцируют уступки с его стороны или действия в выгодном, необходимом для манипулятора направлении. Переговорная стратегия реализует стремление личности принимать активное участие в решении возникшей проблемы путем ведения переговоров, поиска компромиссов, взаимных или односторонних уступок, а также такого решения, которое могло бы устроить обе конфликтующие стороны. Эта стратегия основана на установке на совместный поиск решения.
На выбор той одной из четырех стратегий поведения оказывает влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы.
1. Факторы ситуации. В эту группу входят:
— оценка участниками конфликта вероятности того, на
сколько успешно выбранная ими стратегия будет способство
вать достижению целей. Эта оценка может осуществляться на
основе знаний о личностных качествах, особенностях противни
ка, предыдущем опыте разрешения конфликта с помощью дан
ной стратегии;
— статус участника конфликта, в частности статус оппонента;
1 АниуповА. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 262.
— время, в течение которого конфликт необходимо урегули
ровать. Например, наличие большого количества времени спо
собствует выбору стратегии избегания.
2. Личностные факторы. Эта группа включает в себя:
— специфику мотивации участников конфликта, когда она
ориентирована на личные (соперничество) или деловые (сотруд
ничество, компромисс) интересы или на чужие (приспособление)
интересы;
— ведущий тип отношения к окружающим: властно-лидирую
щий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный,
недоверчиво-скептический;
— некоторые акцентуации характера, например выбор в пользу
стратегий приспособления и сотрудничества при психастениче
ской акцентуации.