Каковы социально-психологические причины конфликтов?

Социально-психологические причины конфликтов относят­ся к группе субъективных факторов. Их возникновение обуслов­лено непосредственным взаимодействием людей, самим фактом их принадлежности к определенной социальной группе. При оп­ределенной размытости границ между всеми четырьмя группами факторов возникновения конфликта — объективными, органи­зационно-управленческими, социально-психологическими и лич­ностными — все же можно выделить типичные, основные соци­ально-психологические причины возникновения такого явле­ния, как конфликт. К подобным причинам относятся:

1) возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия. Искажения информации в процессе общения являются нормальным явлением, но при условии, что они кардинально не меняют смысл сказанного или сделанного. Искажению, потере информации могут способствовать: бессозна­тельное, содержащее в себе определенную ее часть, которую не­возможно выразить словами; ограниченность словарного запаса человека; недостаток, ограниченность во времени; утаивание важ­ной части информации; неспособность собеседника воспринять информацию из-за определенных субъективных личностных ог­раничений (трудности в понимании информации, невменяе­мость и т. п.). Часто полученная информация не воспринимается непосредственно, в чистом виде, а анализируется, оценивается, и оппонентом делаются соответствующие выводы;

2) несбалансированное ролевое взаимодействие людей. Эта при­чина обусловлена неправильными ожиданиями, которые связы­ваются, во-первых, с выполняемыми людьми ролями и, во-вто-


рых, с тем, что люди могут выполнять не те роли, которые они ясдут друг от друга в процессе взаимодействия. Рассмотрение данной социально-психологической причины межличностных конфликтов активно осуществляется в теории трансактного ана­лиза Э. Берна. Любой человек в своей жизни всегда играет не одну, а множество ролей, и иногда эти роли отыгрываются не­правильно: неадекватно месту, требованиям, обстоятельствам и т. п. Наиболее вероятной причиной возникновения конфликта на почве несбалансированного ролевого взаимодействия являет­ся неадекватное отыгрывание тех ролей, которые основаны на психологическом статусе ciapuiero, главною или младшего парт­нера. Например, в ситуации общения начальник — подчинен­ный присутствуют две статусные роли: начальник является стар­шим, а подчиненный — младшим. Если подчиненный адекватно оценивает свой ролевой статус в данном взаимодействии, то кон­фликта не происходит, но если он рассматривает свою роль как роль старшего, то это может стагь причиной начала конфликта; У) непонимание партнерами по общению того факта, что не­совпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принци­пиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной пробле­ме с различных сторон. Те проблемы, которые впоследствии могут стать причиной развития конфликта, как правило, являются многосторонними и многоуровневыми. Один партнер может ви­деть одну сторону данной проблемы, другой — другую, и эти ви­дения могут быть кардинально противоположны друг другу-Даже оценка одного и того же аспекта может быть совершенно противоположной у двух людей, и это во многом связано с их индивидуальными психологическими особенностями. Такая си­туация естественна, но когда один из партнеров слишком болез­ненно относится к тому, что его мнение не принимается или не совпадает с мнением других, это может повлечь за собой начало

конфликта;

4) различные способы оценки оппонентами результатов деятель­ности и личности друг друга. Эта оценка основана на сравнении, и в связи с этим можно выделить пять таких сравнений-оценок:

— с идеальным положением дел;

— теми требованиями, которые предъявляются к данной дея­
тельности существующими нормативными документами;

— степенью достижения выполняемой деятельностью постав­
ленных целей;

— теми результатами, которые были достигнуты при выпол­
нении данной деятельности другими людьми;

— тем положением дел, которое существовало до начала дея­
тельности.

Оценка деятельности другого основывается на ее соответствии с идеальным вариантом и тем, что человек не смог сделать. При этом оценка собственной деятельности строится на сравнении


 
 


ее, во-первых, с тем, как обстояли дела до начала им деятельности, и, во-вторых, что не удалось сделать для реализации поставлен­ной задачи другим людям. Таким образом, оценка одной и той же работы может быть различной, а порой даже противоположной, что зависит от применяемых способов оценивания данной дея­тельности;

5) психологическая несовместимость. Можно выделить четыре
уровня психологической несовместимости:

— психофизиологический, когда недовольство вызывает рост,
запах, невербальные проявления и иные физиологические при­
знаки оппонента;

— индивидуально-психологический, когда не сочетаются
темпераменты и характеры оппонентов;

— социально-психологический, когда налицо противоречия
жизненных ценностей, идеалов, установок и т. п.;

— социальный, когда не совпадают идеологические, религи­
озные ценности, мировоззрение и т. п.;

6) напряженные межличностные отношения партнеров по обще­
нию.
Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на ос­
нове предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт,
в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает суще­
ствующие взаимоотношения.

К другим социально-психологическим причинам, обусловлива­ющим возникновение конфликта, относятся следующие причины:

— внутригрупповой фаворитизм, под которым понимается
предпочтение членов своей группы всем остальным;

— конкурентный характер взаимодействия между людьми;

— ограниченные способности человека к децентрации, т. е. спо J
собности изменить свою позицию через сравнение ее с позиция*'
ми других; j

— желание получать от окружающих людей больше, чем отда^
вать, которое может осознаваться или не осознаваться;

— стремление к власти. \


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: