Социально-психологические причины конфликтов относятся к группе субъективных факторов. Их возникновение обусловлено непосредственным взаимодействием людей, самим фактом их принадлежности к определенной социальной группе. При определенной размытости границ между всеми четырьмя группами факторов возникновения конфликта — объективными, организационно-управленческими, социально-психологическими и личностными — все же можно выделить типичные, основные социально-психологические причины возникновения такого явления, как конфликт. К подобным причинам относятся:
1) возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия. Искажения информации в процессе общения являются нормальным явлением, но при условии, что они кардинально не меняют смысл сказанного или сделанного. Искажению, потере информации могут способствовать: бессознательное, содержащее в себе определенную ее часть, которую невозможно выразить словами; ограниченность словарного запаса человека; недостаток, ограниченность во времени; утаивание важной части информации; неспособность собеседника воспринять информацию из-за определенных субъективных личностных ограничений (трудности в понимании информации, невменяемость и т. п.). Часто полученная информация не воспринимается непосредственно, в чистом виде, а анализируется, оценивается, и оппонентом делаются соответствующие выводы;
|
|
2) несбалансированное ролевое взаимодействие людей. Эта причина обусловлена неправильными ожиданиями, которые связываются, во-первых, с выполняемыми людьми ролями и, во-вто-
рых, с тем, что люди могут выполнять не те роли, которые они ясдут друг от друга в процессе взаимодействия. Рассмотрение данной социально-психологической причины межличностных конфликтов активно осуществляется в теории трансактного анализа Э. Берна. Любой человек в своей жизни всегда играет не одну, а множество ролей, и иногда эти роли отыгрываются неправильно: неадекватно месту, требованиям, обстоятельствам и т. п. Наиболее вероятной причиной возникновения конфликта на почве несбалансированного ролевого взаимодействия является неадекватное отыгрывание тех ролей, которые основаны на психологическом статусе ciapuiero, главною или младшего партнера. Например, в ситуации общения начальник — подчиненный присутствуют две статусные роли: начальник является старшим, а подчиненный — младшим. Если подчиненный адекватно оценивает свой ролевой статус в данном взаимодействии, то конфликта не происходит, но если он рассматривает свою роль как роль старшего, то это может стагь причиной начала конфликта; У) непонимание партнерами по общению того факта, что несовпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принципиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной проблеме с различных сторон. Те проблемы, которые впоследствии могут стать причиной развития конфликта, как правило, являются многосторонними и многоуровневыми. Один партнер может видеть одну сторону данной проблемы, другой — другую, и эти видения могут быть кардинально противоположны друг другу-Даже оценка одного и того же аспекта может быть совершенно противоположной у двух людей, и это во многом связано с их индивидуальными психологическими особенностями. Такая ситуация естественна, но когда один из партнеров слишком болезненно относится к тому, что его мнение не принимается или не совпадает с мнением других, это может повлечь за собой начало
|
|
конфликта;
4) различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга. Эта оценка основана на сравнении, и в связи с этим можно выделить пять таких сравнений-оценок:
— с идеальным положением дел;
— теми требованиями, которые предъявляются к данной дея
тельности существующими нормативными документами;
— степенью достижения выполняемой деятельностью постав
ленных целей;
— теми результатами, которые были достигнуты при выпол
нении данной деятельности другими людьми;
— тем положением дел, которое существовало до начала дея
тельности.
Оценка деятельности другого основывается на ее соответствии с идеальным вариантом и тем, что человек не смог сделать. При этом оценка собственной деятельности строится на сравнении
ее, во-первых, с тем, как обстояли дела до начала им деятельности, и, во-вторых, что не удалось сделать для реализации поставленной задачи другим людям. Таким образом, оценка одной и той же работы может быть различной, а порой даже противоположной, что зависит от применяемых способов оценивания данной деятельности;
5) психологическая несовместимость. Можно выделить четыре
уровня психологической несовместимости:
— психофизиологический, когда недовольство вызывает рост,
запах, невербальные проявления и иные физиологические при
знаки оппонента;
— индивидуально-психологический, когда не сочетаются
темпераменты и характеры оппонентов;
— социально-психологический, когда налицо противоречия
жизненных ценностей, идеалов, установок и т. п.;
— социальный, когда не совпадают идеологические, религи
озные ценности, мировоззрение и т. п.;
6) напряженные межличностные отношения партнеров по обще
нию. Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на ос
нове предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт,
в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает суще
ствующие взаимоотношения.
К другим социально-психологическим причинам, обусловливающим возникновение конфликта, относятся следующие причины:
— внутригрупповой фаворитизм, под которым понимается
предпочтение членов своей группы всем остальным;
— конкурентный характер взаимодействия между людьми;
— ограниченные способности человека к децентрации, т. е. спо J
собности изменить свою позицию через сравнение ее с позиция*'
ми других; j
— желание получать от окружающих людей больше, чем отда^
вать, которое может осознаваться или не осознаваться;
— стремление к власти. \