Личностные причины возникновения конфликтов относятся к группе субъективных факторов. Они в первую очередь связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности людей и с протекающими психическими процессами во время взаимодействия друг с другом и с окружающей средой. Личностные причины возникновения конфликтов по сути являются психологическими причинами. К ним относятся:
1) оценка поведения партнера по взаимодействию как недопустимого. При взаимодействии людей всегда существуют опреде-
ленные ожидания и оценивание поведения друг друга. Существуют следующие варианты такого ожидания и оценивания: желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое поведение. То, каким именно будет поведение человека, обусловливает его индивидуально-психологические особенности, психическое состояние, эмоциональное отношение к конкретному партнеру по общению, а также те актуальные особенности, которые присутствуют в конкретной ситуации взаимодействия. Предконфликт-ная ситуация формируется на основе нежелательного поведения, а конфликт возникает тогда, когда поведение партнера недопустимо, т. е. не соответствует ожиданиям другого. Также причиной конфликта на основе несоответствия ожиданий может стать зау-женность, косность рамок допустимого, приемлемого поведения одного из партнеров. При этом по отношению к разным партнерам эти рамки могут быть не одинаковыми, а также они могут зависеть от актуального психического и эмоционального состояния человека;
2) низкий уровень социально-психологической компетентности
одного или обоих партнеров по общению. Под социально-пси
хологической некомпетентностью понимаются неподготовлен
ность человека к определенному поведению, неумение прочув
ствовать напряженные моменты, неумение выразить правильную
реакцию на действия другого, незнание способов бесконфликтного
решения возникшего противоречия без ущемления собственных
интересов или неумение пользоваться такими способами и при
емами на практике;
3) недостаточная психологическая устойчивость (толерант
ность) к отрицательному воздействию на психику стрессовых фак
торов социального взаимодействия;
4) плохо развитая способность к эмпатии, которая означает уме
ние понять эмоциональное состояние другого человека, сопережи
вать и сочувствовать ему. Недостаточная развитость эмпатии яв
ляется основой неадекватного поведения человека, когда его по
ступки не соответствуют ситуации и тем ожиданиям, которые
предъявляют к нему партнеры по взаимодействию. Конфликт
ная ситуация может быть вызвана тем, что человек, не обладаю
щий достаточным уровнем эмпатии, может неправильно оцени
вать поведение партнера и воспринимать его как нежелательное
или вообще недопустимое, тогда как на самом деле оно таковым
не является;
5) неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие рас
хождения между ними. Уровень притязаний и самооценка могут
быть завышенными или заниженными. Уровень притязаний ха
рактеризует следующие аспекты совместной деятельности:
— уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель);
— выбор субъектом цели очередного действия, формирующей
ся в результате успеха или неудачи прошлых действий;
— желаемый уровень самооценки личности1.
Неадекватный уровень притязаний, основанный на завышенных желаниях, а также низкий уровень реальных возможностей их удовлетворения часто приводят к глубоким внутри-личностным конфликам, которые, в свою очередь, могут спровоцировать конфликтные отношения во взаимодействии с другими людьми.
Негативная реакция со стороны окружающих людей может быть вызвана непомерно завышенной самооценкой, которую индивид может активно демонстрировать. В то же время заниженная самооценка может стать причиной высокого уровня тревожности, неуверенности в делах. В результатах деятельности — тен-еьции к избеганию ответственности, что, в свою очередь, может привести к межличностным конфликтам, например в совместной трудовой деятельности;
6) тип темперамента. Относительно часто основой конфлик
тного взаимодействия является холерический темперамент, ко
торый отличается неустойчивой и подвижной нервной системой.
Но также этот тип темперамента быстрее переходит на неконф
ликтный тип взаимодействия после соответствующей эмоцио
нальной разрядки;
7) акцентуации характера. Под акцентуацией характера по
нимается наличие нескольких ярко, чрезмерно выраженных черт
характера, которые, являясь крайним вариантом нормы, грани
чат с психопатией.