Существуют основные направления профилактики детско-родительских конфликтов:
1) повышение педагогической культуры родителей, в частно
сти информирование их о существующих возрастных кризисах и
связанных с этим эмоциональных состояниях ребенка, указание
на необходимость их учета при взаимодействии с ребенком;
2) стремление к организации коллективных семейных отноше
ний, где присутствуют общие перспективы и цели, определенные
трудовые обязанности, традиции взаимопомощи и взаимовыруч
ки, общие традиции и увлечения, но при этом соблюдается право
каждого члена семьи на личную свободу и личное пространство;
3) стремление к открытым отношениям, умение обеих сторон
(и родителей, и детей) признавать собственные ошибки и непра
вильное поведение.
Конструктивное поведение родителей при возникновении конфликтных взаимоотношений с маленькими детьми строится на основе следующих правил:
1) учет индивидуальности ребенка;
2) рассмотрение каждой новой ситуации как уникальной и
требующей индивидуального решения, отказ от стереотипного
мышления и применения устоявшихся жестких форм решения
|
|
проблемы;
3) стремление понять требования и потребности маленького
ребенка;
4) понимание того, что перемены требуют времени;
5) рассмотрение возникающих противоречий не как крими
нальной неразрешимой ситуации, а как факторов нормального
развития;
6) постоянство пс отношению к ребенку;
7) разработка нескольких альтернатив решения проблемы;
8) одобрение разных вариантов конструктивного поведения
ребенка;
9) совместный поиск решения проблемы через перемену в си
туации;
10) минимизация запретов;
11) минимизация, ограничения в применении наказаний и раз
ного рода санкций, а также учет их справедливости и действитель
ной необходимости;
12) логическое и открытое объяснение возможных послед
ствий негативного действия, поступка ребенка;
13) максимальное использование не материальных, а мораль
ных поощрений;
14) использование положительных примеров других детей и
родителей;
15) учет возрастных особенностей когнитивной сферы маленьких детей, в частности легкого и быстрого переключения внимания.