Существуют определенные условия, при которых взаимодействие и общение начальника и подчиненного может стать бесконфликтным:
1) использование методов психологического отбора кандида
тов при приеме на работу;
2) развитие мотивации подчиненных к добросовестному труду;
3) организация трудовой деятельности на принципах справед
ливости, гласности;
4) при принятии того или ин_>го управленческого решения
необходимо учитывать интересы всех лиц, которые каким-либо
образом будут к нему причастны;
5) использование различных психологических способов для
снятия возникающей социально-психологической напряженно
сти, например организация совместного корпоративного отдыха
вместе с членами семей сотрудников;
6) построение процесса трудового взаимодействия на основе
стратегии сотрудничества;
7) оптимизации рабочего времени всех сотрудников органи
зации — и подчиненных, и руководителей;
8) снижение степени зависимости подчиненного от своего ру
ководителя, предоставление свободы и инициативы сотрудникам;
|
|
9) обеспечение соответствующих условий для профессио
нального и карьерного роста сотрудников;
10) принцип справедливости и адекватности при распределе
нии рабочей нагрузки между сотрудниками.
Руководителю для обеспечения правильного эффективного построения своей управленческой деятельности необходимо учитывать следующие правила:
— ясность, четкость и конкретность поставленных задач;
— соответствие поставленных задач объективным возможно
стям сотрудника;
— создание необходимых условий для выполнения задач, а так
же обеспечение всеми нужными средствами и материалами;
1 АнцуповА. Я., ШипшювА. И. Указ. соч. С. 367.
— правовая обоснованность требований, приказов и распо
ряжений;
— текущий контроль деятельности, но при этом не должно
быть постоянной опеки подчиненного со стороны руководителя;
— отказ от однозначности в оценке деятельности сотрудника,
умение проанализировать ситуацию и рассмотреть ее с разных
сторон, гибкость в оценке;
— построение оценки результатов деятельности сотрудника
на основе сравнения с положением дел в начале работы и сравне
ния результатов других работников;
— ориентация на длительный процесс изменения сотрудника,
отказ от получения максимальных результатов за короткий срок;
— критика должна следовать за похвалой, а не наоборот;
— критика и оценка должны быть направлены не на личность
сотрудника, а на конкретный совершенный им поступок, нельзя
использовать обобщающие формулировки;
— критическая оценка совершенного подчиненным поступка
должна быть адресована конкретно ему, а не всей социальной
группе, в которую он входит, например нельзя делать акцент на
национальной или половой принадлежности сотрудника;
|
|
— демонстрация подчиненному равенства его и своего психо
логических статусов;
— отказ от жестких и категоричных форм критики и оценки
поведения, отказ от безапелляционности суждений и оценок;
— умение признать свои управленческие ошибки, а не пере
кладывание всей ответственности за собственные просчеты на
подчиненных;
— справедливость и честность по отношению к подчиненным;
— стремление к минимизации проявлений своих негативных
эмоций в общении с подчиненными, умение извиниться за не
сдержанность;
— нельзя использовать подчиненных как средство противо
борства, при;рытия или разрядки в конфликтах с вышестоящим
руководством;
— минимизация наказаний подчиненных, упор на оказание
им помощи в работе;
— уважение прав и личной свободы подчиненных;
— конструктивная критика подчиненных с указанием, совме
стным поиском новых возможных путей и способов исправления
ошибок.