Рациональное общество и экология; Маркс и Хайек – непересекающиеся крайности. Свобода и необходимость. Неизбежность компромиссов самоорганизации. Биосферное мировоззрение – его необходимость. Природа и общество: единство процессов самоорганизации. О механизмах самоорганизации общества и месте разума в его развитии. Неизбежность экологических кризисов – проклятие цивилизации. Новый экологический кризис. Экологический и нравственный императивы. От антропоцентрического к ноосферному антропокосмическому мировоззрению. Контуры рационального общества. Грядущие десятилетия – трудности и перспективы.
Планы семинарских занятий
Тема 1 (4 часа). Доклассическое естествознание Вопросы:
1. Истоки естественнонаучного знания.
2. Греческая наука эпохи Платона и Аристотеля.
3. Наука эпохи эллинизма.
4. Римская наука.
Тема 2 (4 часа). Наука и техника в средние века и эпоху Возрождения Вопросы:
1. Наука и средневековье.
2. Эпоха Возрождения.
3. От Возрождения к классической науке Нового времени.
|
|
4. От Галилея до Ньютона: возникновение классической науки.
Тема 3 (4 часа). Классическая наука нового времени (XVII – первая половина XIX) Вопросы:
1. Проблемы общенаучной революции Нового времени.
2. Общие черты развития науки и техники XVIII в.
3. Становление отечественной науки.
4. «Французская революция» в науке и закладка фундамента современного естествознания (конец XVIII – начало XIX вв.).
5. Промышленный переворот и развитие техники.
Тема 4 (6 часов). Возникновение современной науки и основные тенденции ее развития в ХХ веке Вопросы:
1. Развитие естествознания (Дарвин, Пастер, Мендель, Гальтон и др.)
2. Человек как уникальный биологический вид.
3. Биосфера и стратегия выживания человечества.
4. Эволюция и Вселенная.
5. Развитие технических знаний.
6. Космос и история.
7. ХХ век в общечеловеческом и социокультурном контекстах.
Краткие конспекты по разделам дисциплины