Человек является уникальным существом, которое представляет собой единство материи (тела) и духа. Иначе говоря, человек — это одухотворенная материя, или материализованный дух. Нигде в мире нет такого единения материального и духовного, как в человеке. Бог любой религии — это чистый дух, природа — это царство материи. И только в человеке эти два первоначала мира встречаются, причем таким образом, что без одного из них нет другого и нет человека.
Так, с одной стороны, жизнь человеческого духа невозможна иначе как в человеческом теле и благодаря ему, с другой — тело живет до тех пор, пока в нем жив дух.
«Телесность» и «духовность» являются сущностными силами человека.
«Телесность» — это человеческое тело как физический объект, как вещь, и его свойства, например, физическая сила человека, его физическая красота, признаками которой являются определенные размеры и пропорции тела, а также определенные размеры и пропорции черт лица и т. п.
Недостаток или ущербность сущностной силы человека, обозначаемой понятием «телесность», выражается понятиями «физическая слабость», «физическое безобразие».
|
|
Чтобы охарактеризовать такую сущностную силу человека как «дух», «духовность», надо прежде всего обратить внимание на то, что она, в свою очередь, является принципиально двойственной. Одну из сторон человеческого духа характеризуют такие понятия, как ум, интеллект, мысль, разум. На них основаны такие способности человека, как умение мыслить и излагать свои мысли, рационально действовать, вести себя разумно. Эту сторону человеческого духа можно обозначить понятием «рациональное» (от лат. ratio — разум). Другую, не менее существенную, сторону человеческого духа составляют чувства, эмоции. Ей можно дать общее название — «эмоциональное». В русской философии в этом случае использовалось понятие «сердце».
Понятие «рациональное», которое означает сущностную силу человека, выражающуюся в первую очередь в способности и потребности мыслить, следует отличать от понятия «рациональность». Это чрезвычайно сложное понятие, имеющее множество толкований.
Представляется, что наибольшую объемность феномен рациональности приобретает при культурологическом подходе к его рассмотрению, что подразумевает понимание рациональности как одной из сторон человеческой деятельности. Под этим углом зрения рациональность можно определить как социокультурно обусловленную систему способов оптимизации человеческой деятельности в соответствии с поставленными целями.
Она включает в себя следующие основные элементы: постановку целей, выбор средств, регуляцию деятельности по достижению целей, оценку конечных результатов. В число типологических черт рациональности в первую очередь следует включать, очевидно, характер и содержание целей и средств деятельности и соотношение между ними. Последнее можно рассматривать в аксиологическом аспекте, т. е. учитывать момент согласования или рассогласования между целями и средствами в плане их ценностного содержания. Кроме того, важной типологической чертой рациональности является отношение субординации между целями и средствами, т. е. доминирование целей над средствами или, наоборот, примат средств над целями. Особенности того или иного типа рациональности выражаются в способах регуляции деятельности по достижению целей и оценки полученных результатов. Поскольку вся цепочка звеньев, составляющих рациональность, не может существовать без мышления, в число типологических характеристик рациональности следует включать и тип мышления, «обслуживающего» ее.
|
|
Итак, выше нами были отмечены такие проявления принципиальной двойственности человека, как «телесное» и «духовное». Также выяснилось, что такое сложное понятие, как «духовное», не может быть осмыслено иначе, чем опять-таки сквозь призму идеи принципиальной двойственности человека. В этом случае мы увидим, что «духовное» является противоречивым единством «рационального» (ум) и «эмоционального» (чувства, эмоции).
История культуры показывает, что в разных типах культуры складывается разное отношение к человеческой телесности и человеческой духовности. Оно выражается, во-первых, в определении того, возможна ли гармония между духом и телом, а если это невозможно, то какую из этих сущностных сил нужно считать доминирующей, главенствующей, какую — подчиненной, зависимой. Во-вторых, в каждой культуре определяется идеал телесности (рост, габариты, признаки физической красоты) и идеал духовности.
Кроме того, каждая культура по-своему решает противоречие между эмоциональным и рациональным как компонентами человеческой духовности. Здесь, как и в случае с телесностью и духовностью, возможны три основных варианта: принцип гармонии «ума» и «сердца», принцип доминирования «рационального», т. е. «ума» над «эмоциональным», т. е. над «сердцем» и, наоборот, принцип доминирования «эмоционального», т. е. «сердца», над «умом».
На основе и в связи с идеалом духовности в каждой культуре формируются типологические черты такой стороны человеческой деятельности, которая обозначается понятием «рациональность».
Способ решения антропологических противоречий «телесное – духовное» и «эмоциональное – рациональное» является важной характеристикой той или иной конкретной культуры.