Умышленное тяжкое телесное повреждение (ст. 121 УК). Отличие умышленного тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть потерпевшего, от умышленного убийства 2 страница

оментар к статье 173. Грубое нарушение соглашения о труде
1. Грубое нарушение соглашения о труде служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченного ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием или принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением,-

наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия, впинені в отношении гражданина, с которым заключено соглашение относительно его работы за пределами Украины,

наказываются штрафом от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.

1. Объектом преступления являются трудовые права человека, а именно: Право на возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который человек свободно выбирает или на который свободно соглашается, право не быть принужденным к труду, а также конституционное право граждан Украины на заботу и защиту со стороны государства во время работы за рубежом.

2. Потерпевшим от преступления является работник, с которым заключено соглашение о труде. О понятии работник см. комментарий к ст. 172.

3. С объективной стороны преступление характеризуется грубым нарушением соглашения о труде путем обмана или злоупотребления доверием или принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением.

Соглашение о труде - это заключенный в соответствии с законом между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом трудовой договор (письменный или устный, а также трудовой контракт), по которому, в частности, работник обязуется выполнять работу, определенную настоящим договором, а владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы.

Вопрос о признании нарушения соглашения о труде грубым решается в каждом конкретном случае. При любых обстоятельствах наличие этого признака требует существенного нарушения права человека на труд.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является способ его совершения. Согласно закону нарушение соглашения о труде может быть совершено путем: 1) обмана; 2) злоупотребление доверием 3) принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением. О понятии обмана и злоупотребления доверием см. комментарий к ст. 190. Нарушение соглашения о труде путем обмана может проявиться, например, в введении потерпевшего в заблуждение относительно условий и характера труда, размера заработной платы, выплаты премиальных и тому подобное. Злоупотребление доверием будет иметь место в случае, когда виновный недобросовестно использует доверие со стороны потерпевшего к нему лично или К организации, которую он представляет, с тем, чтобы игнорировать определенные условия соглашения о труде. Под принуждением следует понимать принуждение К выполнению работы под угрозой дисциплинарного взыскания, применение насилия или любое другое противоправное воздействие на лицо с целью добиться выполнения ею работы, не обусловленной соглашением о труде. Если действия, с помощью которых виновный пытался принудить потерпевшего к выполнению работы, не обусловленной соглашением, сами по себе есть уголовное наказуемыми, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений - по ст. 173 и, например, ст.ст. 126, 129.

Принуждение работника к надлежащему выполнению своих обязанностей согласно занимаемой должности не образует состава преступления, предусмотренного ст. 173. При наличии оснований такие действия должностного лица могут рассматриваться как злоупотребление властью или служебным положением или превышение власти или служебных полномочий, а действия неслужбової лица как самоуправство или преступление против жизни, здоровья, свободы лица.

Деяние, предусмотренное ст. 173, является специальным составом грубого нарушения законодательства о труде, а поэтому его совершение не требует дополнительной квалификации еще и по ст. 172.

Законченным это преступление считается с момента грубого нарушения соглашения о труде.

4. Субъектом преступления может быть должностное лицо предприятия, учреждения, организации, гражданин-предприниматель, другой гражданин, который заключил с работником соглашение о труде или уполномоченные ими лица.

5. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Квалифицирующим признаком этого преступления является нарушение соглашения о труде в отношении гражданина, с которым заключено соглашение относительно его работы за пределами Украины.

При применении этого признака следует исходить из того, что согласно отечественному законодательству трудовые отношения граждан, работающих за пределами Украины, регулируются законодательством стороны трудоустройства и международными договорами Украины. Если международным договором, в котором принимает участие Украина, установлены другие правила, чем те, что их содержит законодательство Украины при труде, то применяются правила международного договора. При этом следует исходить из того, что условия договоров о труде, которые ухудшают положение работников сравнительно с законодательством Украины о труде, являются недействительными. Следовательно, квалифицированный состав данного преступления будет иметь место тогда. когда украинские работники, которые работают за рубежом на основании соглашений между организациями различных государств, которые заключаются на выполнение межгосударственных договоров об экономическом, научно-техническое и прочее сотрудничество, остаются в трудовых отношениях с организацией, командировавшей их за границу, и на них распространяется отечественное законодательство о труде. В то же время рассматриваемый состав преступления будет отсутствовать в случаях, когда нарушение соглашения о труде совершается в отношении граждан Украины, которые работают в различных совместных предприятиях, филиалах иностранных организаций на территории Украины, и их трудовые отношения регулируются законодательством соответствующих иностранных государств.

Конституция Украины (ст. ст. 25, 43). КЗП (ст.8.8-1,9,21).
More: http://crimealawyers.com/komentar-do-statt%D1%96-173-grube-porushennya-ugodi-pro-pratsyu

Комментарий к статье 111. Государственная измена
1. Государственная измена, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином Украины во вред суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины: переход на сторону врага в условиях военного состояния или в период вооруженного конфликта, шпионаж, предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины,-

наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

2. Освобождается от уголовной ответственности гражданин Украины, если он на выполнение преступного задания иностранного государства, иностранной организации или их представителей никаких действий не совершил и добровольно заявил органам государственной власти о своей связи с ними и о полученном задачи.

1. Объектом преступления является государственная безопасность Украины в любой ее сфере,

Согласно Концепции (основ государственной политики) национальной безопасности Украины национальная (в том числе государственная) безопасность Украины предусматривает отсутствие угрозы в сферах: политической, экономической, социальной, военной, экологической, научно-технологической, информационной, и заключается в частности: в безопасности конституционного строя и государственного суверенитета Украины, невмешательстве во внутренние дела Украины со стороны других государств, отсутствии сепаратистских тенденций в отдельных регионах и в определенных политических сил в Украине, непорушенні принципа разделения властей, слаженности механизмов обеспечения законности и правопорядка (в политической сфере); в отсутствии проблем ресурсной, финансовой и технологической зависимости национальной экономики от других стран, невідпливі за пределы Украины интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов

(в экономической); в отсутствии посягательств на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность (в военной); в отсутствии научно-технологического отставания от развитых стран (в науковотехнологічній); в невитоку информации, которая составляет государственную и другую предусмотренную законом тайну, а также конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства (в информационной сфере).

Государственная безопасность - это отсутствие угрозы, состояние защищенности жизненно важных интересов государства от внутренних и внешних угроз во всех указанных выше сферах жизнедеятельности государства. Среди других использованных в диспозиции ст. 111 понятий, с помощью которых определяется объект этого преступления, понятие "государственная безопасность" является наиболее широким, поскольку оно охватывает отсутствие угрозы суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности государства. Однако оно является более узким, чем понятие "национальная безопасность", которое охватывает, кроме безопасности государства, безопасность общества и личности.

Суверенитет государства означает верховенство государственной власти, ее самостоятельность внутри страны и независимость в международных отношениях, которая может быть ограничена только необходимостью выполнять договоры и обязательства в области международных отношений.

Территориальная целостность государства предполагает, что все составляющие территории государства (административно-территориальные единицы) находятся в неразрывной взаимосвязи, характеризуются единством и не имеют собственного суверенитета.

Территориальная неприкосновенность - это защищенность территории страны в существующих границах от любых посягательств, которые могут касаться незаконного изменения территории Украины, определенной решениями Верховной Рады Украины и международными договорами Украины.

Обороноспособность означает подготовленность государства к защите от внешней вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Составляющими такой подготовленности является совокупность экономического, политического, социального, научного, морально-психологического и чисто военного потенциалов. Состояние обороноспособности Украины отражают ее мобилизационные возможности, количество и качество Вооруженных Сил, их способность быстро переходить на военное положение, организованно вступать в военные действия и успешно выполнять задачи по обороне от агрессии.

2. С объективной стороны государственная измена может оказаться в следующих формах: 1) переход на сторону врага в условиях военного состояния или в период вооруженного конфликта; 2) шпионаж; 3) оказание иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.

Переходная сторону врага означает, что гражданин Украины предоставляет непосредственную помощь государству, с которым Украина на то время находится В состоянии войны или вооруженного конфликта. В конкретных случаях это преступление может заключаться в поступлении на службу в определенных военных или других формирований враждебного государства (полиции, карательных отрядов, разведки), предоставлении средств для совершения преступлений агентам спецслужб иностранных государств, устранении препятствий для их совершения или предоставлении указанным агентам другой помощи.

Переход на сторону врага является оконченным преступлением с того момента, когда гражданин Украины выполнил.интересах врага определенные действия на

ущерб Украины. Один лишь факт предоставления согласия выполнить следующие действия (например, поступить на службу в полиции) являются лишь приготовлением к совершению преступления и оставляет возможность добровольно отказаться от доведения преступления до конца. Совершение гражданином Украины в интересах вражеского государства общественно опасных действий, которые предусмотрены другими статьями УК, например диверсии, посягательства на жизнь государственного деятеля и т. п, требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. Ill и, соответственно, ст. ст. 113, 112.

Спецификой данной формы государственной измены является то, что оно может быть совершено только в условиях военного состояния или, хотя и в мирное время, но в период вооруженного конфликта.

Военное положение - это особый правовой режим (политико-экономическая ситуация), который вводится в Украине или в отдельных ЕЕ местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, Ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Военное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины на протяжении двух дней из момента обращения Президента Украины. Режим военного положения существует, в частности, во временных пределах от дня и времени объявления Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины состояния войны и до дня и времени объявления Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины о заключении мира.

Понятие вооруженный конфликт имеет самостоятельное правовое значение для квалификации, если такой конфликт происходит вне военного положения - в случае фактического начала военных действий, но еще до объявления военного положения, или вообще в мирное время. В контексте ст. 111 это понятие является юридическим синонимом понятия " боевая обстановка, содержание которого раскрыто в комментарии к ст. 402.

Не являются враждебными незаконные формирования сепаратистского, ультрареакційного характера, которые ведут борьбу с легитимными органами власти Украины, Однако переход на сторону врага в период вооруженного конфликта может иметь место и в форме вступления гражданина Украины к группировкам террористического характера, диверсионных отрядов, которые разжигают пограничные конфликты, нарушают неприкосновенность морского пространства Украины и т. д.,

Переход на сторону врага, совмещенный с незаконным пересечением государственной границы Украины, требует дополнительной квалификации по ст. 331, а совмещенный с переправкой человека (например, военачальника или известного ученого в области вооружения) через государственную границу Украины для сплатної передачи с целью, например, использования в вооруженных конфликтах или эксплуатации его труда, - по ст. ст. 149 и 332.

О понятие шпионаж, его предмет, объективную и субъективную стороны см. комментарий к ст. 114.

Предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины заключается в содействии их возможным или действительным усилиям причинить вред государственной безопасности Украины. Подрывной следует признавать любую деятельность, связанную:

с попыткой изменения системы высших органов государственной власти нелегитимным путем (это могут быть действия, направленные на насильственную смену или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, посягательство на жизнь государственного деятеля и т. п); с вмешательством в международную политику (например, несанкционированное соответствующими органами государственной власти Украины расторжения дипломатических или консульских отношений с другим государством, срыв важных межгосударственных переговоров или глобальных межгосударственных форумов);

с вмешательством во внутреннюю политику (скажем, организация межконфессиональных, межэтнических и других конфликтов, разжигание сепаратистских настроений среди населения отдельных регионов, финансирование, оснащение или иное обеспечение незаконных вооруженных формирований на территории Украины, организация информационной экспансии со стороны других государств);

со попыткой изменения территории Украины (организация не предусмотренных Конституцией Украины референдумов и тому подобное);

с попыткой снизить обороноспособность Украины (организация и совершение диверсий в форме действий, направленных на разрушение объектов, которые имеют важное оборонне'значення, принятие решений о свертывании научных исследований в области военной науки и техники, сознательное торможение приведения мобилизационных планов в соответствие к современным условиям, изобретение специальных вирусов или внесения их в компьютерные системы с целью затруднения их работы или уничтожение накопленной на магнитных носителях важной для выполнение задач обороны информации);

с созданием условий для деятельности на территории Украины иностранных разведок (вербовка агентуры среди жителей Украины, подбор кандидатов для вербовки и заблаговременный подкуп должностных лиц, в частности тех, что допущены к информации "особой важности", подготовка явочных квартир, оказание помощи в приобретении документов прикрытия для иностранных разведчиков, устройство их на должности, связанные с возможностью доступа к конфиденциальной информации);

с принятием мер по усилению экономической зависимости Украины от других государств (инициирование расторжения торговых связей Украины с другими государствами, подписание от имени Украины явно экономически невыгодных для нее внешнеэкономических контрактов, совершение диверсий в форме действий, направленных на разрушение объектов, которые имеют важное народнохозяйственное значение) и тому подобное.

Таким образом, виды подрывной деятельности против Украины могут быть разнообразными. Разный вид может иметь и помощь в проведении такой деятельности. Она может предоставляться путем организации или выполнение конкретного преступления, склонение к государственной измене других лиц, устранения препятствий для совершения определенных деяний и тому подобное.

Оконченным преступление в этой форме является с момента совершения соответствующего деяния, которым лицо предоставило помощь в проведении подрывной деятельности против Украины.

Совершение гражданином Украины для предоставления иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины других преступлений, например действий, направленных на насильственную смену или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, посягательство на жизнь государственного деятеля, посягательство на жизнь представителя иностранного государства, диверсию, пропаганды войны, организации массовых беспорядков, создание не предусмотренных законодательством военизированных 'формирований, требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.

В случаях, когда определенные действия гражданина Украины, связанные с фактическим оказанием помощи в проведении подрывной деятельности против Украины путем совершения других преступлений, были совершены по его собственной инициативе с целью продемонстрировать свою лояльность к иностранному государству, иностранной организации или их представителя и с помощью этого установить связь с ними, их в случае реальной совокупности преступлений также следует квалифицировать по ст. 111 и соответствующими другими статьями Особенной части УК.

Заговор виновного с другим лицом о насильственную смену или свержение конституционного строя или захват государственной власти квалифицируется только по ч. 1 ст. 109, однако заговор гражданина Украины с представителем иностранного государства или иностранной организации, содержанием которой является полученное первым от второго задания совершить действия по насильственной смене или свержению конституционного строя или захвату государственной власти, квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 109 и ч. 1 ст. 1Ї1.

Иностранное государство - это любое государство, кроме Украины, независимо от того, признана она Украиной как суверенное и имеет ли Украина с ней дипломатические отношения.

Под иностранной организацией, как следует из содержания диспозиции ст. 111, следует понимать любую государственную или негосударственную учреждение, предприятие, объединение, орган другой страны, в том числе политическую партию, религиозную организацию, коммерческое предприятие, а также межгосударственную или международную организацию, в том числе неофициальную, или преступную нелегитимную ("теневое" правительство в изгнании", международная террористическая организация), кроме официальной международной организации, членом которой является Украина. Иностранной организацией является также военная, политическая, экономическая, финансовая, пограничная или иная разведка.

Представитель иностранного государства или иностранной организации - это лицо, уполномоченное выражать интересы той или иной иностранного Государства (иностранной организации) и действует от ее имени и представляет ее по специальному полномочию, в том числе тайным (не официальным). К представителям иностранных государств следует, в частности, относить глав и членов дипломатических представительств (послов, посланников, поверенных в делах, советников, атташе), консульских учреждений (генеральных консулов, консулов, вице-консулов, консульских агентов), лиц, включенных в парламентских и правительственных делегаций иностранных государств как их члены, и находятся на территории Украины с официальным или неофициальным поручениям. Не имеет значения, представляет лицо государство, которая признана или не признана Украиной как суверенным, или организацию, которая является законной или незаконной. Кроме того, иностранным при определенных обстоятельствах может быть признана и организация, зарегистрированная в Украине, а представителем иностранной организации не обязательно является иностранец или лицо без гражданства.
3. Субъектом государственной измены в любой ее форме может быть только гражданин Украины, который достиг 16-летнего возраста. О понятии гражданин Украины см. комментарий к ст. 7.

Если во время производства по делу будет установлено, что лицо, которое обвиняется в государственной измене, имеет, кроме украинского, еще и гражданство другого государства, следует исходить из того, что вступления иностранного гражданства исключает ее из числа граждан Украины. Поэтому совершенные ею шпионские действия следует квалифицировать по ст. 114, а деяния, совершенные им в других формах из числа предусмотренных ст. 111, - за другими соответствующими статьями Особенной части УК, если фактически содеянное содержит состав иного преступления.

По совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 111 и 114, деяние может быть квалифицировано лишь в случае, если шпионские действия в течение определенного периода лицо вчинювала, будучи гражданином Украины, а в течение другого периода - будучи иностранцем.

Факт выезда гражданина Украины из Украины даже для постоянного проживания в другой стране еще не исключает его из сферы отношений с украинским государством. Поэтому, например, передача таким лицом представителям иностранного государства сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 111.

Вопрос о привлечении к ответственности по ст. ст. 27 и 111 в качестве организаторов, подстрекателей или пособников государственной измены представителей иностранного государства или иностранной организации, обычно возникает только в том случае, когда законодательство Украины и международные договоры не исключают возможности их подсудности по уголовным делам судам Украины в связи с дипломатической неприкосновенностью или иными основаниями (см. комментарий к ст. 6).

Если изменяет государстве должностное лицо, используя при этом власть или служебное положение, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 111 и 364 (423), а если она это делает за взятку, то дополнительно и за ст. 368.

4. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в виде прямого умысла. При совершении государственной измены виновный осознает, что он осуществляет переход на сторону врага в условиях военного состояния или в период вооруженного конфликта (совершающий шпионские действия, предоставляет иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины) и желает этого.

Слова "в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины" определяют субъективную направленность действий виновного и не является характеристикой общественно опасных последствий деяния. Факт причинения указанного вреда не имеет значения для квалификации деяния по ст. 111. Однако фактическое причинение действиями

виновного такой вред создает основания для дополнительной квалификации его деяния по другой статье УК (например, по ст. 112). Отдельного внимания требует установления цели совершения соответствующих действий при государственной измене. Так, при совершении этого преступления в первой его форме цель совершения соответствующих действий должна учитываться для правильной квалификации. Например, такие действия, предусмотренные ст. ст. 427, 429, 431, 430, как сдача врагу начальником вверенных ему военных сил, не обусловленное боевой обстановкой оставление врагу укреплений, боевой и специальной техники или других средств ведения войны, самовольное оставление поля сражения во время боя или отказ во время боя действовать оружием, совершенные с целью содействия врагу, добровольное участие военнопленного в работах, имеющих военное значение, или в других мероприятиях, которые заведомо могут причинить вред Украине, а так же насилие над другим военнопленным или жестокое обращение с ним с целью прекратить такое, что осуществлялась последним в лагере, деятельность, направленную на вред врагу, должны квалифицироваться по ст. 111 как переход на сторону врага в условиях военного состояния или в период вооруженного конфликта или как оказание иностранному государству помощи в проведении подрывной деятельности против Украины, а добровольная сдача в плен с целью участия в военных действиях на стороне врага - как приготовление к преступлению, предусмотренного ст. 111.

Мотивами государственной измены могут быть корысть, месть, желание облегчить выезд на постоянное место жительства в другой стране и тому подобное.

5. Ч. 2 ст. 111 определяет специальное основание освобождения от уголовной ответственности, которое может иметь место при наличии трех условий в их совокупности; 1) субъектом освобождения является только такой гражданин Украины, который вступил в связь с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями и получил их преступное задание; 2) этот гражданин не совершил никаких действий во исполнение преступного задания иностранного государства, иностранной организации или их представителей; 3) он добровольно заявил органам власти Украины о своей связи с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями и полученное задание.

Из указанного следует, что указанные условия практически делают невозможным применение на практике нормы ч. 2 ст. 111, поскольку:

а) само по себе установления связи с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями и получения от них преступного задания при прямом умысле на государственную измену является приготовлением к государственной измене (без такого умысла - лишь обнаружением умысла). Поэтому, если гражданин Украины, установив указанный связь и получив соответствующее преступное задание, не совершил никаких действий и добровольно отказался от продолжения реализации своего намерения, то - независимо от того, заявил он органам государственной власти об указанном связь или не сделал этого, - оснований для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 111 нет (согласно ст. 17 УК дело должно быть закрыто по п, 2 ст. 6 УПК);

б) гражданин, который совершил государственную измену по собственной инициативе, без соответствующего задания иностранного государства, иностранной организации или их представителей, должен привлекаться к ответственности по ст. 111, ч Норма. 2 ст. 111 на такого гражданина не распространяется;

в) в случае законченной государственной измены лицо также должно привлекаться к ответственности по ст. й 11. При этом следует иметь в виду, что государственная измена является оконченным преступлением не с момента установления связи с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями или с момента получения от них преступного задания, а с момента совершения определенных конкретных действий в ущерб Украине: вступления в ряды вражеской армии, начала собирания сведений, составляющих государственную тайну, с целью их последующей передачи указанному адресату и тому подобное. Если же привязывать момент окончания преступления до момента установления указанного связи, то соответствующие деяния, совершенные гражданином Украины по собственной инициативе, выходить за пределы состава данного преступления и, при отсутствии противоправности как обязательного признака преступления (ст. 11), не могут повлечь уголовной ответственности, разве что фактически совершенное деяние содержит состав иного преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: