В условиях рыночной экономики организации (предприятия) стремятся использовать различные факторы, которые обеспечили бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость. Руководители стремятся к обновлению производства, к разработке и внедрению нововведений в разных подсистемах своих организаций — производственной, экономической, социальной. Инновации направлены на создание условий для эффективной работы, они позволяют увеличить спрос и предложения на выпускаемую продукцию, наращивать прибыль.
Нововведения предполагают:
• обновление средств и методов производства;
• изменение организационных форм хозяйственной деятельности (например, ликвидация некоторых профессий, рабочих мест и др.);
• изменение отдельных звеньев управления (внедрение компьютера, диспетчеризация, новые формы делопроизводства и др.)
Содержание инновационной деятельности предъявляет следующие требования к членам трудового коллектива:
(1) обладать достаточно высокой квалификацией и нестандартным творческим мышлением;
(2) быть способным и стремиться к самообучению и использовать опыт других;
(3) активно участвовать в инновационном процессе, быть готовым к риску;
(4) уметь находить и реализовывать нестандартные решения;
(5) обладать высокой культурой, быть коммуникабельным. Социальной базой инновационных процессов являются разные группы работников, имеющих разное статусное положение и возможности для реализации своих целей. Выделяют такие группы работников:
• «независимые новаторы» — ученые, инженеры, рабочие, сделавшие открытие, не соответствующее профилю организации, в которой они работают;
• «новаторы по должности» — специалисты и руководители, которым вменяется в должностные обязанности внедрение достижений науки и передового опыта;
• «новаторы по духу» — те, кто ориентирован на высокую самостоятельность, активность в сфере обновления производства. Поскольку инновации открывают новые перспективы (изменение гибкости, изменение спроса и предложения, т.е. идет замена старого новым), это объективно порождает социальные противоречия. Дело в том, что преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового.
Инновационная деятельность, как правило, является коллективной, она требует участия многих людей разных профессионально-должностных групп. И чем большее число людей вовлечено в инновационный процесс, чем интенсивнее он протекает, тем возникает больше возможностей для возникновения конфликтных ситуаций. К числу основных причин, вызывающих инновационный конфликт, можно отнести:
(1) пассивность работников, заинтересованных в инновациях кадров;
(2) дефицит материально-технических ресурсов;
(3) ухудшение взаимоотношений руководителей и главных специалистов организации с руководителями и специалистами подразделений;
(4) необходимость более активно перестраивать свою работу руководителям и главным специалистам.
Преодоление этих и других трудностей, более рациональный подход к инновационному процессу позволят снизить социальную напряженность и конфликтность в организациях.