В организациях складываются трудовые отношения по поводу разнонаправленных интересов работодателей, с одной стороны, и наемных работников, с другой. Регулирование этих отношений как раз и состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания интересов субъектов трудовых отношений, создать отношения социального партнерства, призванного обеспечить снятие социальной напряженности, защиту прав работников.
Социальное партнерство — это особый механизм согласования интересов и разрешения конфликтов между наемными работниками и работодателями.
Система социального партнерства охватывает несколько уровней:
• трехсторонние соглашения (правительство—профсоюзы—ассоциации предпринимателей);
• двухсторонние соглашения (правительство—профсоюзы);
• коллективные договоры в организациях, на предприятиях. Субъектами системы социального партнерства, сторонами соглашений являются:,
• профсоюзы или другие объединения работников, представляющие их интересы;
• организации, объединения работодателей.
|
|
В системе социального партнерства государство выполняет роль гаранта, регулятора трудовых отношений, арбитра при разрешении трудовых конфликтов. С этой целью оно формирует законодательную базу социального партнерства.
Конституция РФ (1993 г.) впервые закрепила термин «социальное партнерство» и установила право на индивидуальные и коллективные споры с использованием законодательно обоснованных способов их разрешения, включая право на забастовку. Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу 1 февраля 2002 г., в статье 23 определяет социальное партнерство как принцип правового регулирования трудовых отношений и как систему взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти. Этим Кодексом социальное партнерство на государственном уровне закрепляется как единственная официально признанная модель трудовых отношений.