Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению.
Как сфера управленческой деятельности управление конфликтом имеет следующие стадии:
• восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
• исследование конфликта и поиск его причин;
• поиск путей разрешения конфликта;
• осуществление организационных мер.
Непосредственным субъектом, деятельность которого связана с предупреждением конфликта, являются руководители, особенно руководители того звена, в котором зреет или возник конфликт. В этом одна из особенностей процесса предупреждения конфликта. В целях предупреждения конфликта руководителю важно наладить связь со всеми объектами управления. Это первое необходимое условие предотвращения конфликта. Вторым условием является постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. В частности, руководитель должен владеть различными свойствами воздействия на подчиненных: прямое воздействие, воздействие через мотивы; воздействие через окружающую среду; воздействие через систему ценностей.
|
|
Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:
(1) выявление сути противоречия, установление не только повода, но и вскрытие так называемых «болевых точек»;
(2) выяснение интересов и целей участников конфликтогенных ситуаций;
(3) оценку возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
(4) поиск точек соприкосновения конфликтующих. Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях.
Авторитарный тип — разрешение конфликта через применение властных полномочий. Основные черты этого типа:
• руководитель видит и слышит только себя. Сомнения в правильности его решений недопустимы;
• руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
• конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
• управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь головы».
Преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в экономии времени, а главный недостаток — конфликт при этом не разрешается, внешне подавляется, поэтому возможен его возврат.
Партнерский тип — разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты:
• конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя организации были приняты, выслушаны, необходимо руководителю вызвать к себе доверие, соблюдать этикет, корректность в общении;
|
|
• восприятие аргументов противной стороны;
• готовность к компромиссу, взаимный поиск решений, выработка взаимоприемлемых альтернатив;
• стремление совместить личностный и организационный факторы.
Такой тип разрешения конфликта ближе к реальному решению проблемы, позволяет удовлетворить интересы сторон.
В организации весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными.