Школьная неуспеваемость и её причины

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Выделяют две группы причиннеуспеваемости: внешние и внутренние.

Внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы

Внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных школьников.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации ученика.

Рефлексивно-деятельностный подход в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

Роль учителя при организации обучении в рефлексивно – деятельностном подходе сводится к тому, чтобы организовать рефлексию.

Основной вид помощи, которую может оказать учитель ученику – организовать его рефлексию для прояснения причин затруднения или ошибки. Только в этом случае ученик получает шанс самостоятельно справиться с трудностью, что и приводит к его развитию. Кроме того, во взаимодействии с учителем ребенок регулярно получая соответствующую помощь и рефлексируя совместную деятельность он присваивает не только способы деятельности, но и способы ее рефлексии, что гораздо важнее с точки зрения учителя, так как он совершенствуется в своей способности учиться.

В начале урока рефлексию организую для того, чтобы выработать замысел текущего урока, для этого ученики вспоминают, чем каждый из них занимался на прошлом уроке, что вызвало трудности, в чем заключалась их деятельность, что удалось сделать, что не удалось, и, восстановив, таким образом, целостность занятия, формулируют замысел предстоящего урока. Проведенная в начале урока рефлексия дает возможность сделать занятие осмысленным и точно определить, чем именно каждому ученику наиболее полезно заниматься на данном уроке.

В ходе урока рефлексия выступает в качестве особого процесса, сопровождающего мыслительную деятельность ученика на каждом ее этапе. Если ученик сталкивается с трудностью, то он рефлексирует чтобы осмыслить причины затруднения.

Завершается учебное занятие итоговой рефлексией, в которой предлагаю ученикам кратко и емко ответить на вопрос, что было для них главным (важным, трудным, новым, интересным).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: