Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.
Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.
Научение у человека представляет собой сложный многоступенчатый процесс, протекающий на разных уровнях.
Каждый вид научения можно разделить на два подтипа: рефлекторный; когнитивный.
На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический характер.
Но для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля.