Культура – этофеномен, которого нет в природе. Она является чисто человеческим достоянием. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе. Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им и сохраняющей автономность по отношению к нему.
Когда исследователи пытаются дать определение культуры, они неизбежно ссылаются на тот факт, что до сих пор мы не можем говорить о едином, «окончательном» постижении культуры. Приводятся ссылки, которые показывают, что можно дать самые разные, порой совершенно не совпадающие определения культуры. В этом можно убедиться, раскрыв несколько разных учебных пособий по культурологии и сравнив дефиниции культуры. Едва ли не у каждого исследователя есть собственная формула культуры. Но не следует драматизировать ситуацию, так как культура, прежде всего, - это совокупный духовный опыт человечества. Все, что создано людьми, вошло в арсенал культуры. Естественно, что охватить исследовательским взором все богатство человеческих свершений не представляется возможным. Из огромного духовного наследия каждый культуролог берет то, что кажется ему главным. На этом и базируется многообразие определений культуры, с которым мы сталкиваемся постоянно. От выбора точки зрения исследователя и будет зависеть тип определения.
|
|
Л. Уайт предложил подвергать феномены культуры научному анализу с четырех точек зрения:
ü выделять характеристики культуры определенного исторического периода (уточняющий временной подход);
ü давать эволюционистские интерпретации (обобщающий эволюционистский);
ü исследовать структуры и функции социокультурных систем (функционально-структурный);
ü ограничиться простым описанием (дескриптивный описательный).
Л. Ионин дал наиболее полную аналитику определений культуры. Он обозначил шесть основных типов определений этого термина:
ü описательные определения просто перечисляют все то, что охватывает понятие культуры;
ü исторические определения исходят из рассмотрения культуры на основе процессов социального наследования, традиции;
ü нормативные определения подчеркивают роль ценностей и норм;
ü психологические определения делают акцент на процессы адаптации человека к окружающей среде, научения;
ü структурные определения акцентируют внимание на структуре культуры;
ü генетические определения исходят из рассмотрения культуры с позиции ее происхождения.
Для подготовки ответа следует использовать:
· Хрестоматия по культурологии /Сост. проф.П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. Глава 1. Культура во всем ее многообразии (с. 34 – 69);
|
|
· Б. И. Кононенко «Большой толковый словарь по культурологии». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
· Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Культурология – гуманитарная философская наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры как системы духовных и материальных ценностей.
Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Аксиология изучает исторически обусловленные этические, эстетические и другие ценности в их взаимосвязи и в отношении к социально-культурной среде и культуре личности.
Аксиологический подход к анализу культуры сложился под влиянием работ немецких философов и культурологов в конце XVIII – начале XIX вв., когда понятие «культуры» отождествлялось, главным образом, с духовной сферой. Эволюция человечества определялась тем, как и в каких формах развивались религиозные, моральные, правовые, философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.
Антропология (буквально: наука о человеке) – комплекс наук о человеке, обществе, культуре.
Культурная антропология, культурантропология - наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных исследованиях.
Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных; с ней тесно связана информатика и кибернетика Главная задача семиотики в культурологии – изучение знаково-символических систем, функционирующих в культуре и обеспечивающих любые способы общения (передачи информации).
Знаки и символы культуры. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков.
Знак – это чувственно воспринимаемый объект (звук, изображение, цвет и т.д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Говорить о семиотике культуры – значит говорить о культуре как знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл. Таким образом, под словом «текст» в семиотике понимается не только письменное сообщение, но любой объект, художественное произведение, вещь, рассматриваемые как носитель информации. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемой в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них.
Язык любой культуры уникален и своеобразен. Каждому человеку понятна семиотика его родной культуры. Культура чужая требует расшифровки значения ее знаков и текстов. Но во всех культурах используют одни и те же типы знаков и знаковых систем. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем:
ü естественные (вещи и явления природы);
ü функциональные (вещи, действия, выполняющие определенную функцию в процессе человеческой деятельности, напр., средства производства);
ü иконические (от греч. «изображение»), сходные с тем, что они изображают (напр., звук шума волн в музыке);
ü конвенциональные – искусственно созданные людьми «по договоренности», соглашению для того, чтобы выполнять знаковую функцию (школьный звонок, «зебра» на пешеходном переходе, красный крест на машине скорой помощи и т.д.);
ü вербальные (естественны языки);
ü знаковые системы записи (письменность, нотная грамота).
|
|
Символы – такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражает его смысл в образно-метафорической, художественной форме (мифологические символы). Символ как способ образного освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве.
В культурологической литературе можно обнаружить следующие сущностные характеристики культуры:
ü культура - содержательное наполнение совместной жизни людей;
ü культура – ненаследуемая биологически информация;
ü культура включает в себя предметный мир, мир вещей – то, что, как правило, называется материальной культурой;
ü культура содержит образцы человеческих отношений: способы восприятия, чувствования, поведения, мышления, выраженные в символической форме;
ü в рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д.