В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с одной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой – как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и согласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.
Этические оценки культуры тоже неоднозначны. Адаптивными мы назовем такие модели, в которых культура представляется ее исследователям, как система, позволяющая человеку приспособиться к жизни. Деструктивными мы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и в конечном счете угрожающая его существованию, или же разрушающая природу.
Оцените следующие культурные феномены с позиции адаптивности или деструктивности их роли в жизни людей и по отношению к природе человека и окружающей среде. Раскройте антиномичность культуры через анализ двойственной природы этих феноменов.
|
|
1. Миф 8. Мораль
2. Война 9. Религия
3. Мода 10. Революция
4. Философия 11. Традиция
5. Наркотики 12. Использование природных ресурсов
6. Наркомания 13. Молодежная контркультура
7. Система и средства массовой
коммуникации
По результатам своих исследований заполните таблицу 5
Таблица 5
Феномен культуры | Адаптивные функции | Деструктивные функции | Адаптивные и деструктивные функции | Объяснение |
1. 2. и т.д. |
Задание 4
Работа с ключевыми понятиями. Напишите кратко свое определение следующих понятий:
Аксиология
Антиномия
Артефакт
Герменевтика
Духовность
Культура
Контркультура
Культурно-историческая эпоха
Культурная доминанта
Культурная картина мира
Культурные универсалии
Менталитет
Норма
Обычай
Полифонизм культуры
Полисемантичность
Семиотика
Субъект культуры
Субкультура
Традиция
Художественно-эстетический стиль
Экология культуры
Ценности культуры
Цивилизация