Вопрос № 4

При подготовке вопроса «Архитектура Древней Руси» необходимо усвоить, что на развитие русского зодчества большое воздействие оказывала церковь. С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине ХI века Антонием и Феодосием Печерскими. Печеры, или пещеры – это места, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в монастырь. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим, иконописцем. Именно монастыри сыграли определенную роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

С принятием христианства на Руси началось каменное строительство. Византийскими мастерами на Руси распространяется новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образцу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, образует архитектурный крест.

Если первые храмы, в том числе Десятинная церковь, были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты.

Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружение резьба по камню.

Удивительное искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских городах.

Другой чертой русского зодчества той поры можно считать органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Примером тому служит одно из прекраснейших сооружений владимиро-суздальской архитектуры – церковь Покрова на Нерли. Она стоит уединенно, поодаль от города, на берегу неширокой речки-старицы. Колеблющиеся тени листвы падают на ее белые стены и в солнечном свете, в движении теней и струй, продолжаясь отражением в реке, эта небольшая церковь кажется переливающейся жемчужиной.

Следует обратить внимание, что в каждом княжестве складываются свои местные культурные традиции. Например: новгородские бояре и купцы строили добротно, основательно, уютно, но не роскошно. По сравнению с владимирскими церквами, новгородские выглядят приземистыми, скупыми на украшения, не так ладно скроенными, зато крепко сшитыми. В них очень сильно ощущение «ручной работы»: кажется, будто их лепили руками, оставляя неровности и шероховатости кладки стен, проделывая то там, то здесь углубления в толще стен – небольшие, асимметрично расположенные окошки.

Литература, рекомендуемая при подготовке данного вопроса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: