Подготовьте доклады и сообщения о характерных особенностях Владимиро-Cуздальской, Новгородской, Московской художественных школ

Культурный подъем, прерванный монгольским нашествием, возобновился с возвышением и развитием Московского княжества. Падение Византии в XV веке сделало его единственным независимым православным государством в мире. Великий князь Московский Иван III стал претендовать на роль преемника византийского императора, почитавшегося главой всего православного Востока. Подчеркивая это его стали именовать «царем» (от римского caesar - кесарь или цезарь). На старославянском писалось «цьсарь».

На рубеже XV – XVI веков родилась гордая теория, объявлявшая Москву «третьим Римом», автором которой выступил инок Филофей в послании к царю Василию III.

Имперская идеология, заимствованная у Византии, за пять веков завоевывает прочные позиции в русской культуре. Она проникает в умы аристократов и простых крестьян, закрепляясь в качестве культурной традиции, которая поддерживает прославление «православия, самодержавия, народности». На ее почве развивается мессианское сознание – представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества.

После крушения Византийской империи в 1453 году молодое русское православное государство оказалось со всех сторон окруженным странами с иной верой. В этих исторических условиях православие выступает как идейная сила, способствующая сплочению русских земель в единое целое и укреплению централизованного государства. Известна роль, которую сыграла русская церковь в борьбе с Золотой Ордой, интервентами во время Великой Смуты.

Но вместе с тем православие становится и изолирующим фактором, обособляющим русский народ от других народов Европы и Азии. Противостояние его католицизму препятствует культурным контактам с Западной Европой. Все культурные веяния, идущие оттуда, представляются чем-то «порченным», не соответствующим истинной вере, а потому они осуждаются и отвергаются. Это оставляет Россию в стороне от западной культуры, ушедшей далеко вперед за период монголо-татарского владычества. Этот разрыв с Западом превращается в растущую культурную отсталость Средневековой России, особенно в научном и техническом отношении.

Этой отсталости содействует и присущая православию приверженность к сохранению сложившихся издавна традиций, неприятие «новой учености», осуждалось всякое западное «умничанье», что не позволяло России идти в ногу со временем. В русском духовенстве московского периода господствовал консерватизм и безграмотность. В таком состоянии Россия подошла к реформам Петра 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: