Вопрос № 5. Новгородские фрескиXIV века отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой движения, свободой живописного исполнения

Новгородские фрески XIV века отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой движения, свободой живописного исполнения. Новгородцы внесли много нового в традиционную манеру написания иконы. Если в византийских иконах пристальный взгляд святого устремлен прямо на зрителя, то на новгородских он устремлен в высь - к небесам. Вместо темных и мрачных тонов в новгородской школе появляются светлые. На новгородских иконах стало больше лиризма и меньше непосредственного присутствия святого.

В XIII – XV веках происходя дальнейшие изменения иконописного стиля. Святые предстают не в безвоздушном пространстве, а на определенном фоне, чаще всего архитектурном. Кроме того появляется новое изобретение – иконостас (от икона и греч. stasis – место стояния), перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера храма. Начиная с XV века иконостас становится неотъемлемым атрибутом православного храма.

Появление иконостаса изменило технику и психологию восприятия иконы. Возникли сложные эстетические проблемы. Их решение нашли в изменении ритмики рисунка. Четкие пропорции и упорядоченные линии фигуры сочетались со специально подобранной под них цветовой гаммой: желтый, изумрудно-зеленый и ярко-красный цвета стали доминирующими.

Еще одно нововведение – использование в иконах золотых и бриллиантовых украшений вокруг фигур святых, в результате чего изображения святых стало как бы объемным. В них стал важен не только внешний, обведенный линией контур, но и вся фигура в целом, включая одежду. С тех пор новгородский стиль стал общенациональным эталоном, в котором помимо отмеченных особенностей необходимо указать величественную грацию удлиненных изображений святых.

В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых больше всего прославился Феофан Грек (1340 – 1405). Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека отличаются монументальностью и внутренней силой образов.

Несмотря на значительный шаг в сторону более гуманистического изображения святых, новгородскую иконопись характеризует статичность поз, плоскостность изображения (нет перспективы), жизнерадостный колорит. Новгородские образы напоминают деревянную скульптуру, а сочетание цветов – народную праздничную вышивку.

Иконопись Новгорода пережила высший расцвет в XV веке, после чего мастерство иконописцев пришло в упадок. Художественное лидерство переходит к Московской школе.

Расцвет московской иконописной школы приходится на период с 1400 г. по конец XVI века. Она дала миру великих мастеров Андрея Рублева (ок. 1360 – 70 – ок. 1430 гг.) и Дионисия (ок. 1440 – 1502 гг.) Ранний период этой школы проходил под влиянием художников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который в 1400 году переезжает в Москву. В живопись московской школы он внес технику изогнутых проекций. Его лучшим учеником стал А. Рублев, которого считают основателем московской иконописной школы. А. Рублев не только усвоил от своего учителя манеру передавать в изображениях святых особую одухотворенность и грацию, но и превзошел в этом своего учителя.

Самым выдающимся творением его является «Троица» (Третьяковская галерея). Иконы и фрески А. Рублева отличают изысканность линий и внутреннее сияние цвета, глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов. В отличии от старых мастеров он в своих изображениях освящал все, вплоть до второстепенных деталей иконы.

Он участвовал в создании росписей и икон соборов:

Старого Благовещенского в Московском Кремле (1405);

Успенского во Владимире (1408);

Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425 – 1427);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: