Заключение. В обсуждении формирования эго на этом возрастном уровне Фенихель отмечает

В обсуждении формирования эго на этом возрастном уровне Фенихель отмечает

способность к активному управлению и регулированию тревоги. В результате обоих

процессов возникают контроль над двигательным аппаратом и функция суждения о

реальности (контролирование реальности). Маленький ребенок научается активно

приспосабливаться к окружению. Эго приобретает способность суждения о потенциально

опасных ситуациях, поэтому тревога выступает в качестве защитного предупреждающего

сигнала. Обычно тревога в это время порождается страхом, что другие могут нанести

ущерб, который ребенок в фантазиях причиняет окружающим, и боязнью утраты любви и

защиты. Когда переживаются провоцирующие тревогу ситуации, ребенок через процессы

отсроченного управления уменьшает напряжение воспроизведением травмирующей

ситуации в играх и сновидениях. Приобретение речи и развитие мышления существенно

содействуют новому чувству могущества. Мышление в этот период, как считается,

содержит много дологических и символических элементов. Предшественники супер-эго

тоже выступают в форме интернализованных родительских запретов.

Салливан говорит о паратаксическом модусе, при котором опыт переживается как

мгновенные, несвязанные организмические состояния. Прежняя про-тотаксическая

недифференцированная целостность разделяется на фрагменты, не имеющие логического

соотношения друг с другом. Сновидения и реакция перенесения в психотерапии служат

иллюстрацией паратаксического искажения. Коммуникация в возрасте

-115-

от одного до трех лет осуществляется на аутистическом языке, слова несут сугубо личное,

частное значение. Тревога описана как дальнейшее развитие утраты эйфории и

основывается на наградах и наказаниях в процессе социализации ребенка. Она

сосредоточивает ребенка на одобряемом и неодобряемом поведении, и из этой

концентрации возникает самодинамизм. Постепенно появляются три персонификации

самости: “я хороший”, “я плохой” и “не я”.

Психосексуальное развитие, согласно ортодоксальной теории, свидетельствует об

анально-садистической стадии. Различаются две тенденции: ранняя - “изгоняющая” и

поздняя - “задерживающая”. Экскреция доставляет физиологическое наслаждение, но может

служить и агрессивным намерениям, выражающимся в неповиновении родителям, когда

они настоятельно обучают правилам туалета. В основе задерживающей фазы лежат

стимуляция слизистой оболочки и социальная ценность, которая придается послушанию.

Неофрейдисты придерживаются мнения, что следует принимать во внимание не экскрецию

или задерживание фекалий, а борьбу с родителями. Эриксон занимает промежуточную

позицию и подчеркивает социальные модальности: “разрешение уйти” и “задерживание”.

Сопутствующие отношения, по ортодоксальным источникам, приводят к

амбивалентности, бисексуальности, садизму и мазохизму. Считается, что анальная

амбивалентность происходит в результате противоречивого отношения к фекалиям; основой

бисексуальности служит факт, что прямая кишка - экскреторный полый орган; садизм

зарождается при фрустрации в обучении правилам туалета; мазохизм возникает вследствие

эротической стимуляции при пошлепывании по ягодицам. Салливан анализирует

межличностные отношения под другим углом. Он описывает влияние “отраженных оценок”,

с помощью которых ребенок формирует мнение о себе, исходя, главным образом, из

реагирования на него значимых взрослых. Салливан также рассматривает разнообразные “я-

ты” паттерны, выражающиеся в неадекватном отношении к другим.

Анна Фрейд вводит на этом возрастном этапе два новых механизма: “отрицание

посредством слова и действия” - более поздний вариант отрицания в фантазии.

“Установление согласованности” представляет, по Салливану, процесс, посредством

которого индивид пытается исправить паратаксическое искажение, оценивая собственные

мысли и чувства путем сопоставления с соответствующими проявлениями у других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: