Рафаэль Санти

Рафаэль Санти марта или апреля 1483, Урбино - † 6 апреля 1520, Рим) - итальянский живописец, график, скульптор и архитектор эпохи Возрождения. Воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы высокого Возрождения.
Рафаэль родился в городке Урбино в области Марке, принадлежавший тогда герцогам Монтефельтро.
Был сыном Джованни Санти - придворного художника урбинского герцога. К тому же отец занимался поэзией. Сохранены картины отца имеют небольшую художественную ценность. Но первые навыки сын получил в мастерской отца, привил сыну интерес в искусстве. Отец умер, когда сыну исполнилось одиннадцать лет. Отныне на воспитание ребенка и роста его мастерства повлияют посторонние художники.
Три ранние шедевры

В 1504 году художник приехал во Флоренцию - центра тогдашнего Возрождения в искусстве Италии. С городом связано творчество Арнольфо ди Камбио, Филлипп Брунеллески, Мазаччо, Доменико Гирляндайо, да Винчи, Микеланджело и других великанов итальянской культуры.
К этому периоду относятся три маленькие шедевры молодого художника:
• «Мадонна Конестабиле»
• «Сон рыцаря» (Рыцарь на пересечении путей)
• «Обручение Девы Марии».

«Мадонна Конестабиле» - тондо, созданное еще ​​совсем молодым и робким мастером. Картина выполнена в технике темперы и довольно сильно напоминает образы, которые десятками выпускали из мастерской Перуджино. Рафаэль - еще художник, который не претендует на что-то величественное и значимое, но уже заметны поезд индивидуальным композиций, поэтического характера персонажей, размещенных в простом, почти упрощенном среде

Маленькая картина «Обручение Девы Марии» - как еще одна робкая разведка в будущее. Рафаэль знал о пребывании в Ватикане Пьетро Перуджино, который принимал часть в создании фресок Сикстинской часовни. Перуджино смог выявить лучшие черты собственного дарования в композиции «Христос передает ключи от рая Апостолу Петру» - безупречную композицию, дарения отличного портретиста, сторонника произведений древнеримской архитектуры.

Значительно большие задачи поставил художник перед собой и успешно решил в композиции «Сон рыцаря» (Рыцарь на пересечении путей). На дороге, почти в пыли спокойно и удобно


разместился молодой рыцарь - юноша. Он или заснул, то замрияв, и перед его внутренним взором предстали две привлекательные женские фигуры - хорошенькая Наслаждение с цветами и серьезная Благотворительность с мечом и книгой. Юноша - рыцарь еще находится в скованном состоянии, но жребий уже брошен. И ему обязательно нужно выбрать жизненный путь - или жизнь, затраченное на наслаждения, или путь преодоления препятствий, прославленных поступков и труда, которую олицетворяют меч и книга серьезной благотворительностью.



Рафаэль и архитектура
Значимым вмешательство Рафаэля - архитектора в создании дворцов для вельмож папского двора неподалеку Ватикана. Советы и наброски Рафаэля были использованы при построении дворца Каффарели - Видони (начало строительства - 1515), дворец врача папы римского Джакопо Антонио да Брешиа (1515 год), дворец папского камергера Бранконио дель Аквила. Мало свидетельств об участии Рафаэля - архитектора в проекте дворца Пандольфо Пандольфини во Флоренции, но традиция связывает его с творчеством Рафаэля.
Успел Рафаэль построить и небольшую церковь Сант Елиджио дельи Орефичи в Риме. Она центристская по композиции и увенчанная единственной большим куполом с фонариком.
Значительным достижением Рафаэля - архитектора стали проект и построение виллы для Джулио де Медичи (в дальнейшем получила название - Вилла Мадама). В 1518 году карлинал Джулио де Медичи, двоюродный брат тогдашнего папы римского Льва 10- го, распорядись построить загородную виллу. Приказ получил Рафаэль Санти, известный как знаменитый художник. Рафаэль спроектировал виллу на склоне холма Монте Марио. Все элементы комплекса были ориентированы на долгую центральную ось, но имели небольшие отступления от строгой симметрии.

Рафаэль Санти в Ватикане
В 1508 году Рафаэль принимает приглашение своего земляка Донато Браманте и папы Юлия II и приезжает в Рим, чтобы расписывать папский дворец в Ватикане. В январе 1509 имя Рафаэля впервые обозначено в документах Ватикана.
В Ватикане маляр оставил после себя знаменитые «станци» («станца» - разрисованная зал во дворце). В росписях этих комнат Рафаэль продемонстрировал талант выдающегося мастера композиции. Он разрисовал 4 зала: станца дель Инчендио, за ней расположены станца делла Сеньятура (переводится как «Комната подписей» - здесь Папа подписывал важные бумаги), станца д'Элиодоро и станца Константина.
Свою работу художник начал с станци делла Сеньятура. Именно здесь он поместил всемирно фрески «Парнас», «Диспут» и «Афинская школа» (1508-1512). В них Рафаэль показывает блестящее умение изображать античные темы, и показывать эмоции и сущность каждого из изображенных персонажей.
Следующий зал - станца д'Элиодоро (1512-1514). Ее украшают 4 фрески: «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Павла из темницы» и «Встреча Аттилы».
Станции дель Инчендио выполняли преимущественно ученики Рафаэля под его руководством (1514-1517). Мастер был занят многими заказами: строительством палаццо Каффарелли - Видони и виллы Джулио Медичи, которая стала известна под названием виллы Мадама. В 1514 году, после смерти Браманте, Папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором строительства собора св. Петра.
Также где-то в период работы над станций Рафаэль нарисовал знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Она долгое время находилась в церкви Св. Сикста уПьяченци, где была алтарным образом.
Одной из последних работ художника стал «Спас» («Преображение») - большая алтарная композиция. Долгое время считали, что мастер не успел завершить картину и ее дописал его ученик Джулио Романо. Однако в 1979 году группа итальянских ученых во главе с Фабрицио Манчини с помощью крупномасштабных детальных съемок доказала, что «Спас» был все-таки закончен Рафаэлем.

Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) - католический собор, центральное и Наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх Патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его Созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60000 человек.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.)Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: