Портреты Рафаэля

Первые портреты художника выполнены во Флоренции до 1508 года. Портреты Анджело и Маддалены Дони написаны в 1506 году. Портрет Маддалены композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуобнаженные грудь и плечи, положение рук. Разница лишь в том, что Рафаэль выписывает, возможно, по просьбе заказчика, множество мелких подробностей, украшений, деталей туалета. Следуя советам Леонардо, он оживляет гладкую причёску изображением отдельных прядей волосков. Но там, где у Леонардо обобщение: животрепещущие формы лица, открытого тела, руки, а также передача выражения сложнейшего внутреннего состояния модели, у Рафаэля – пунктуальное фиксирование форм, точное, почти «зеркальное» следование за внешним обликом портретируемого. Пейзаж в «Моне Лизе», таинственный, загадочный и одухотворённый, до бесконечности углубляющий и дополняющий богатство впечатлений от самого портретного образа, на портрете Маддалены Дони воспринимается спокойным фоном. Деревце, которое Рафаэль подчёркнуто тщательно нарисовал и выделил как своеобразную доминанту, не оживляет общего впечатления и не придаёт хрупкости и изящества облику Маддалены, а даже, напортив, ещё более подчёркивает её грузность и полноту. Если обратиться к изображению лица Маддалены, то мы увидим реальные черты некрасивой и, по выражению глаз, не очень умной женщины. Художник не пытался как-либо идеализировать её облик. Уже в этом произведении намечается то качество Рафаэля-портретиста, которое с полной силой раскроется в дальнейшем, - он, стремившийся в других жанрах живописи к идеальному превосходному, в портретах жесток, суров и беспощаден при передаче внешнего облика моделей и выступает в определённой мере художественным судьёй их духовной сущности.

Не идеализирует он и облик Анджело Дони, весь образ портретируемого свидетельствует о его купеческой закваске.

Другими известными портретами раннего периода являются: «Автопортрет» (1506 г.), «Немая» (1507 г.). «Немая» написана на глухом фоне, но более всего в этой работе поражает определённое ощущение того, что изображенная женщина действительно молчит и не может говорить, хотя никаких явно выраженных внешних намеков зрителю художник не предоставляет, за исключением плотно сжатого рта. Глубочайшее знание человеческой природы и умение передать эти знания средствами живописи и определяют тот эффект, когда об изображенном лице мы, зрители, с полной уверенностью можем сказать, что на нас смотрит немая.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 году его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце.

В этих помещениях Рафаэль и его ученики покрыли многофигурными фресками каждую стену. Росписи ватиканских станц (1515 – 1519 гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.

Первое помещение называется Станца делла Сеньятура. В этой комнате находятся самые знаменитые росписи Рафаэля (1509 – 1511 гг.): фреска «Диспута», посвященная богословию, «Афинская школа» - философии, «Парнас» - поэзии, «Мудрость, Умеренность и Сила» - правосудию.

Во фреске «Диспута» изображены Данте, Савонарола, монах-живописец Фра Беато Анджелико. В верхней части восседают на облаках апостолы, расположившееся по обеим сторонам Троицы в образах Христа, Бога-Отца, и голубя – Святого Духа. Богоматерь и Иоанн Креститель поклоняются Спасителю. Отцы церкви и святые, изображенные на этой фреске обсуждают тайну причастия. Рафаэль в этом произведении изобразил триумф христианской церкви на небесах.

Фреска «Афинская школа» производит гораздо более сильное впечатление. Она прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. На ней изображено собрание мудрецов классической древности. Разнообразная и живая сцена общения мудрецов, вокруг которых толпятся последователи и ученики, полна мимолётных наблюдений и точных характеристик.

В её центре находятся Платон и Аристотель. В их фигурах передано благородство и величие. Платон, наделенный портретными чертами Леонардо да Винчи, озарён вдохновением, он указывает Аристотелю на небо, подчеркивая духовную сущность мира. Аристотель спокоен, он простирает свою руку над землей, утверждая материальную основу природы всех вещей.

Все остальные герои погружены кто в беседы, кто в раздумье. Пифагор, создаёт свою знаменитую таблицу и тут же его мысли, крадут другие. Эвклид чертит по грифельной доске. Гераклит Эфесский погружен в глубокую задумчивость (предполагают, что здесь изображен Микеланджело). Неподалёку от Платона изображен Сократ, беседующий со слушателями, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген.

У края фрески Рафаэль изобразил самого себя, тем самым он хотел подчеркнуть немаловажную роль художника среди ученых и философов.

Работая в Риме, Рафаэль по-прежнему возвращается к излюбленным образам мадонн. Он создаёт такие знаменитые произведения как: «Мадонна в кресле», «Мадонна ди Фолиньо», «Мадонна Альба» и др.

Самым удивительным произведением Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1515 -1519 гг.). Эта огромная алтарная картина предназначалась для церкви святого Сикста в Пьяченце. На ней изображено чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего сына как искупительную жертву за грехи всего человечества. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд её темных печальных без блеска глаз устремлен мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то, что скрыто от других. В образе Христа, крупного красивого ребенка, угадывается что-то не по-детски напряженное и провидческое.

Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупила взор Святая Варвара, принадлежащая, как и Мария небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу.

Цветовая гамма картины очень гармоничная, цвета звучные яркие и согласованные между собой, краска ни где не выбивается резкостью своего тона из общего колористического ансамбля.

Если провести линии между головами Марии, Сикста и Варвары, то образуется равнобедренный треугольник. Эта геометрическая ясность придаёт устойчивость композиции.

В Риме портретное искусство Рафаэля достигает наивысшего расцвета. В своих портретах Рафаэль старался подчеркнуть особенности характеров портретируемых, выявить их душевные склонности. Самыми выдающимися поздними портретами Рафаэля являются: «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» (1515 г.), «Донна Велата» (1514 г.), «Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (1518 г.) и др.

В последние годы жизни Рафаэль создавал росписи римской виллы Фарнезина. В её главном зале находится фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.). Морская нимфа Галатея плывёт по морю на раковине к своему возлюбленному, которую влекут дельфины. Окружающие её фантастические существа и летящие маленькие амуры образуют проникнутую ликующей радостью композицию. В ней сочетаются золотистые тона обнаженных тел, синева неба и моря.

Рафаэль прожил очень мало и умер от тяжелого заболевания столбняка, с великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: