Место человека в культуре

Проблема человека в культурном пространстве состоит в выявлении роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека.

Поскольку человек творит культуру, определяющими являются такие его качества, которые определяют культурогенез:

· Интеллект (рациональный, сознательный, мироосмысляющий уровень работы психики);

· Духовность (проявляется в отношении человека к другим людм, а затем и ко всей реальности, естественной и созидаемой людьми);

· Свобода (возможность действовать в соответствии с собственными потребностями, интересами, желаниями, а не с приказами внешних сил);

· Творческий характер деятельности (определенное качество деятельности, форма самореализации личности, а следовательно, и как способ измерения культурного потенциала личности);

Каждый человек является потенциальным творцом культуры. Творчество каждого отдельного человека влияет на других людей, поэтому настоящую культуротворческую личность должна отличать высокая ответственность за качество создаваемых ценностей, за их использование во благо, а не во вред материальной культуре и ее носителю – народу.

Само становление личности является результатом культурной эволюции индивида. Будучи созданным человеком. Культурное пространство оказывается наполненным компонентами: воспитанием, образованием, моралью, религией, искусством, политикой и т.п.

Они реализуют адаптивную функцию культуры, помогая человеку приспособиться к окружающей среде. Позволяют познать образцы социального поведения и действия на работе, в быту; узнать нормы, ценности и знания той среды коллектива, территориальной общности, в которую входит.

Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

Инкультурация включает в себя:

· Типы общения с другими людьми;

· Формы контроля собственного поведения и эмоций;

· Способы удовлетворения основных потребностей;

· Оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира;

В результате инкультурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур.

В процессе инкультурации человек приобретает следующие знания и навыки:

· Жизнеобеспечение – профессиональная деятельнсоть, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

· Личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

· Социальная коммуникация - формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

· Восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Пути инкультурации: имитация, когда человек наблюдае т за поведением других людей;

Идентификация, когда дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные; стыд и вина.

Стадии инкультурации:

1. Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания обучения людей.

Способом формирования у детей адекватных знаний и навыков повседневной жизни является игра.

2. Вторичная стадия инкультурации касается взрослых. Взрослым считается человек, обладающий рядосм важных качеств, среди которых:

a. Достижение организмом физической зрелости;

b. Овладение навыками собственного жизнеобеспечения;

c. Овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп;

d. Принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Культурная идентичность – принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.

Сущность – сознательное принятие индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций.

Когда происходит утрата идентичности, человек ощущает свою абсолютную чуждость окружающему миру(деперсонализация человека, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведениеи т.д.).

Культурная личность личность обладает определенным менталитетом и соответсвующей картиной мира.

Менталитет – это общее умонастроение, явление коллективной психологии, образ мыслей. Картина мира, стиль культуры. Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания.

Уровни ментальности людей:

1. Уровень социокультурных миров или типов культуры: ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная;

2. Уровень национальных культур: ментальность русская, китайская, американская;

3. Уровень субкультур, носителями которых являются различные социальные группы (классы, сословия, профессиональные, этнические, религиозные, возрастные): ментальность дворянская, криминальная, актерская, христианская и так далее

Ментальное поле культуры с его категориями обусловливает существующую в культуре картину мира – более или менее целостную систему образов, характеризующих условия мироздания.

Картина мира включает в себя не только представления об окружающей человека реальности и о мироздании в целом, но и определенное..

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения и т.д.).

Социализация – результат целенаправленного формирования личности посредством воспитания и формальногообучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: