Заключение. Анна Фрейд описывает препубертатный возраст как фазу, в которую бессознательные

Анна Фрейд описывает препубертатный возраст как фазу, в которую бессознательные

побуждения снова осуществляют прорыв, сопровождаемый агрессией, прегенитальными

симптомами, эдиповыми фантазиями. Дойч, с другой стороны, говорит, что для девочек

этот период является наиболее свободным от инфантильной сексуальности и агрессии. С

наступлением пубертатного возраста, согласно ортодоксальной теории, либидо особо

концентрируется на генитальных чувствах, целях и мыслях, одновременно явно улучшается

поведение. Гетеросексуальный выход, однако, не одобряется обществом, поэтому

распространены конфликты вокруг мастурбации. Считается, что юная девушка осознает

влагалище в качестве источника удовольствия, тогда как прежде она проявляла интерес

исключительно к пенису и хотела быть мальчиком. В это время происходит столкновение с

необходимостью принятия женской функции и пассивной роли. Нарциссизм в течение

юности сильно проявляется у обоих полов.

Характерен конфликт между эго и ид. Возможны два крайних результата: если

одерживает победу ид, происходит “необузданное удовлетворение инстинктов”, если

выигрывает эго, побуждения заключаются в узкие пределы, постоянно расходуется энергия

контр-катексиса, действуют защитные механизмы, возникают симптомы. Эго в этот период

отчуждается от супер-эго, что еще больше наращивает опасность от инстинктов и склоняет

индивида к асоциальности.

В области отношений с другими людьми юноша должен бороться с эдиповыми

фантазиями, снова пробуждающимися в препубертатный период. Связи с родителями он

заменяет новыми привязанностями. Новые любовные отношения, будь то с человеком его

возраста или представляющим замену родителям, являются страстными и

исключительными, но скоротечными. Другие люди выбираются в качестве объектов и

покидаются без размышлений об их чувствах. Мимолетные любовные фиксации такого

рода, по мнению Анны Фрейд, высоко нарциссичны и в действительности представляют

примитивные формы идентификации. В соответствии с этой волной имеет место

нормальная временная фаза гомосексуальных отношений. В случае девочек, согласно Дойч,

происходит смена объекта от гомосексуального в препубертатном периоде к

бисексуальному в раннем пубертатном возрасте и гетеросексуальному в поздней юности.

Значимыми элементами женской сути считаются нарциссизм, пассивность и мазохизм.

В препубертатный период эго без разбора призывает все защитные механизмы,

имеющиеся в его распоряжении. В течение юности наиболее часто используются два

механизма: аскетизм, отвергающий все инстинктивные желания, и интеллектуализация,

связывающая инстинктивные процессы с идейным содержанием. Юношеское творчество,

такое, как дневники, тоже интерпретируется в качестве формы защиты.

В позиции Ранка по поводу юности подчеркивается продолжающаяся борьба за

независимость и значимость самости. Индивид страшится сексуальных побуждений и

оказывает сопротивление, так как они могут завладеть им и заставить отказаться от

способности действовать как целостная самость. Салливан описывает препубертатный

возраст в качестве наиболее безмятежной фазы человеческой жизни, когда созревает

способность к любви. Затруднения в юности случаются в отношении “механизма

генитального вожделения”. Сексуальность переполняется конфликтами, потому что

досупружеский сексуальный опыт не одобряется и ранние браки не рекомендуются. Если

юность благодаря сублимации проходит успешно, то в последующем,

-195-

по Салливану, человек проявляет адекватное самоуважение почти в любой ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: