Анна Фрейд описывает препубертатный возраст как фазу, в которую бессознательные
побуждения снова осуществляют прорыв, сопровождаемый агрессией, прегенитальными
симптомами, эдиповыми фантазиями. Дойч, с другой стороны, говорит, что для девочек
этот период является наиболее свободным от инфантильной сексуальности и агрессии. С
наступлением пубертатного возраста, согласно ортодоксальной теории, либидо особо
концентрируется на генитальных чувствах, целях и мыслях, одновременно явно улучшается
поведение. Гетеросексуальный выход, однако, не одобряется обществом, поэтому
распространены конфликты вокруг мастурбации. Считается, что юная девушка осознает
влагалище в качестве источника удовольствия, тогда как прежде она проявляла интерес
исключительно к пенису и хотела быть мальчиком. В это время происходит столкновение с
необходимостью принятия женской функции и пассивной роли. Нарциссизм в течение
юности сильно проявляется у обоих полов.
Характерен конфликт между эго и ид. Возможны два крайних результата: если
одерживает победу ид, происходит “необузданное удовлетворение инстинктов”, если
выигрывает эго, побуждения заключаются в узкие пределы, постоянно расходуется энергия
контр-катексиса, действуют защитные механизмы, возникают симптомы. Эго в этот период
отчуждается от супер-эго, что еще больше наращивает опасность от инстинктов и склоняет
индивида к асоциальности.
В области отношений с другими людьми юноша должен бороться с эдиповыми
фантазиями, снова пробуждающимися в препубертатный период. Связи с родителями он
заменяет новыми привязанностями. Новые любовные отношения, будь то с человеком его
возраста или представляющим замену родителям, являются страстными и
исключительными, но скоротечными. Другие люди выбираются в качестве объектов и
покидаются без размышлений об их чувствах. Мимолетные любовные фиксации такого
рода, по мнению Анны Фрейд, высоко нарциссичны и в действительности представляют
примитивные формы идентификации. В соответствии с этой волной имеет место
нормальная временная фаза гомосексуальных отношений. В случае девочек, согласно Дойч,
происходит смена объекта от гомосексуального в препубертатном периоде к
бисексуальному в раннем пубертатном возрасте и гетеросексуальному в поздней юности.
Значимыми элементами женской сути считаются нарциссизм, пассивность и мазохизм.
В препубертатный период эго без разбора призывает все защитные механизмы,
имеющиеся в его распоряжении. В течение юности наиболее часто используются два
механизма: аскетизм, отвергающий все инстинктивные желания, и интеллектуализация,
связывающая инстинктивные процессы с идейным содержанием. Юношеское творчество,
такое, как дневники, тоже интерпретируется в качестве формы защиты.
В позиции Ранка по поводу юности подчеркивается продолжающаяся борьба за
независимость и значимость самости. Индивид страшится сексуальных побуждений и
оказывает сопротивление, так как они могут завладеть им и заставить отказаться от
способности действовать как целостная самость. Салливан описывает препубертатный
возраст в качестве наиболее безмятежной фазы человеческой жизни, когда созревает
способность к любви. Затруднения в юности случаются в отношении “механизма
генитального вожделения”. Сексуальность переполняется конфликтами, потому что
досупружеский сексуальный опыт не одобряется и ранние браки не рекомендуются. Если
юность благодаря сублимации проходит успешно, то в последующем,
-195-
по Салливану, человек проявляет адекватное самоуважение почти в любой ситуации.