Пытанні да экзамену па курсу

Выкл. А.У. Каляга

«ГІСТОРЫЯ І ТЭОРЫЯ КРЫНІЦАЗНАЎСТВА»

(2 КУРС, ДЗЁННАЕ АДДЗЯЛЕННЕ)

1. Аб’ект і прадмет крыніцазнаўства. Вызначэнне гістарычнай крыніцы.

Определений исторического источника существует много.

Однако в большинстве из них отмечаются следующие критерии:

1. это определенная фиксированная информация (объект).

Человек накапливает повседневный опыт и передает его

последующим поколениям через закодированную в материальных

объектах информацию;

2. источник содержит информацию о реальной жизни

человеческого общества в прошлом.

3. мы получаем необходимую информацию только тогда, когда

начинаем изучать исторический источник.

Таким образом, исторический источник – это объект,

который содержит информацию о реальной жизни человеческого

общества и включен в процесс исторического исследования.

Объектэто то, на что направлена познавательная

деятельность исследователя. Ни одна наука не может обойти

вниманием вопрос о своем объекте, который должен

соответствовать следующим условиям:

доступность наблюдению;

стабильность (обеспечивает возможность многократного

обращения);

независимость от исследователя (процедура исследования

не влияет на эти свойства).

Объектом источниковедения, истории, всех гуманитарных наук

является исторический источник. Исторический источник

представлен в материальной форме и независим от познающего

субъекта, так как создан для других целей и в другое время, в своей

совокупности исторические источники отражают взаимодействие с

обществом, государством и другим человеком, реализующееся в

глобальной истории человечества.

Предметэто конкретные стороны, свойства и отношения

объектов, которые изучаются в определенный момент с

определенной целью. Предмет той или другой отрасли знаний

составляют не все черты, которыми характеризуется исследуемый

объект, а только те из них, изучение которых соответствует цели

данной дисциплины, ведет к познанию интересующих ученых сторон,

качеств и связей объекта. Предмет изучения определяет подход к

объекту, задачи, методы науки. Любая наука - история, социология,

психология и др. - обращается к историческим источникам

избирательно, под углом своих конкретных познавательных целей,

прежде всего подвергая анализу социальную информацию,

содержащуюся в них. А источниковедение изучает сами источники,

их форму и содержание. Источниковедение изучает не только

информацию, заключенную в источнике, но и исследует последнюю

как исторический факт (время, условия, создатели и т. д.). Предметом

источниковедения является совокупность всех исторических

источников во всей полноте заключенной в них информации.

2. Роля і месца крыніцазнаўства ў сістэме гістарычных навук. Узаемадзеянне крыніцазнаўства, археаграфіі, архівазнаўства і музеязнаўства.

Источниковедение

изучает свойства источников и на этой основе формирует возможные

методы изучения информации, ее критической проверки и

истолкования, и, поскольку источники составляют объективную

основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности, то

представитель гуманитарного знания должен реально представлять

себе, что такое источниковедение, его метод и перспективы развития.

Источниковедение, таким образом является самодостаточной

областью знания, основой междисциплинарного синтеза

гуманитарных наук.

Издавна сложилась особая группа дисциплин, накопивших опыт

работы с определенными видами источников, -- так называемых

специальных исторических дисциплин – археология, музееведение,

архивоведение, археография, палеография, сфрагистика, дипломатика

и др. Они позволяют исследователям интерпретировать вещественные

и другие виды исторических источников, правильно читать тексты,

идентифицировать их, подготавливать исторические документы к

научному изданию и использованию, учитывать и сохранять

источники. Поскольку предметом изучения источниковедения

является совокупность всех исторических источников во всей

полноте заключенной в них информации, то источниковедение

отличается от тех специальных дисциплин, которые изучают

отдельные черты источника (например, палеография) или отдельные

виды источников (например, геральдика или нумизматика).

Источниковедение вместе с тем не сумма специальных исторических

дисциплин, а их определенная система.

Архивоведениекомплексная дисциплина, разрабатывающая

теоретические, правовые и методические вопросы архивного дела.

Объектом же архивоведения являются

текстовые документы на бумажной основе, научно-технические

документы, кинофотодокументы, звукозаписи, микрофильмы и

другие документы на различных материальных носителях,

подлежащие архивному хранению и хранящиеся в архивах.

Предметом архивоведения являются научная организация

документов и управление ими, процессы и способы работы с

документами в целях их сохранности и использования, разработка

теоретических и методических основ этих процессов.

Музееведениеэто наука, изучающая процессы сохранения

социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций

посредством музейных предметов, музейное дело, музей как

общественный институт, его социальные функции и формы их

реализации.

Историческая библиографиявспомогательная историческая

дисциплина, предметом которой является разработка методов

поиска, библиографического описания, целевого отбора, научной

систематизации источников и литературы и передачи полученной

информации исследователю.

3. Асноўныя метадалагічныя прынцыпы крыніцазнаўства.

Источниковедение имеет свой теоретический и эмпирический

(прикладной) уровни, свою методику и методологию. Методика -

это совокупность определенных приемов, методов и правил их

использование в работе источниковеда. Методология - это учение

об этих методах, об основных принципах источниковедческого

исследования.

Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы

изучения и исследования исторических источников. Эти методы

адаптируются и конкретизируются в отношении к изучению

отдельных групп источников, или определенных их характеристик.

Если для теоретического источниковедения метод - это и предмет

исследования, то для прикладного – это определенный инструмент

изучения.

Кроме теоретического источниковедения существует

источниковедение определенных отраслей знания (лингвистическое,

архивное), а также определенных типов и видов источников

(летописей, печатей, актов, денежных знаков и т. д.). В зависимости

от вида систематизации, мы можем изучать источники или по

истории Восточной Европы XIV – XVIII веков и т. д., или источники

по истории Беларуси. С таким подходом связано и понимание

источниковедения в широком и узком смысле слова:

1. как методологии анализа исторического источника;

2. как научной дисциплины, которая изучает письменные

источники.

4. Гісторыя крыніцазнаўства. Перадумовы і асноўныя этапы развіцця крыніцазнаўства.

Историческое источниковедение как специальная дисциплина,

имеющая свои объект, предмет, цели, задачи, методы, историю,

теорию, сложилось на рубеже XIX – XX веков. Тогда-то стали

читаться в высших учебных заведениях и создаваться учебные и

научные труды по методологии истории, то есть системы

теоретических знаний, на основе которых формируются методы

исторического исследования, а в этих трудах появились разделы по

источниковедению. Однако элементы, из которых сложилось

современное историческое источниковедение, возникли раньше.

Источниковедение имеет свою историю, которая рассматривает

вопросы теории, методики и практики исследования и преподавания

источниковедения в развитии и на современном этапе.

Формированию источниковедения как отдельной научной

дисциплины предшествовал длительный период накопления

практического опыта работы историков с источниками. Этапы: раннее средневековье, XIV – XV вв. - период Возрождения, период Просвещения, В ХIX веке, ХХ век, Советская историография, Источниковедение в Беларуси

5. Развіццё крыніцазнаўства ў Расійскай імперыі. Зараджэнне расійскай школы крыніцазнаўства.

И в России сбор и издание исторических источников были

связаны с подъемом интереса к прошлому и формированием

исторического сознания. В 1811 г. при Московском архиве

Министерства иностранных дел была создана Комиссия печатания

государственных грамот и договоров. После 1812 г. ее деятельность

активизировалась при поддержке канцлера Н.П. Румянцева (1754 –

1826). А с 1834 г. издание исторических источников

предпринималось Археографической комиссией при Министерстве

народного просвещения, которая издала ряд многотомных серий

актов. С 1837 г. по единому плану стало публиковаться «Полное

собрание русских летописей». Издание «Полного собрания законов

Российской империи» возглавил государственный деятель М.М.

Сперанский (1772 – 1839).

В начале ХХ века в России, в отличие от Западной Европы,

сохранился интерес не только к технике изучения источника, а и к

источнику как к главной цели исследования. Ведущее место в

разработке подобных взглядов сыграл труд А.С. Лаппо-Данилевского

(1863-1918) «Методология истории» (1911-1913). Исследования А.С.

Лаппо-Данилевского были важным этапом по пути оформления

источниковедения как научной дисциплины.

6. Развіццё крыніцазнаўства ў навейшы час. Дыскусіі аб сутнасці гісторыі і ролі гістарычных крыніц. Школа «Аналаў».

Процесс оформления источниковедения совпал с изменениями

взглядов общества на место исторических знаний в жизни человека. В

первой половине ХХ века в могущество техники и естествознания

вызвали снижение интереса к гуманитарным дисциплинам, в том

числе к истории. Это также объяснялось разочарованием в

прогнозирующих возможностях исторической науки и социальных

наук в целом.

После первой мировой войны представления о мире изменились, а идеи единства мирового исторического процесса и влияния его

событий на судьбу личности стали осознаваться не только через

аудитории университетов, но и из непосредственных жизненных

впечатлений.

В связи с этим подвергались переосмыслению привычные

представления об историческом источнике и пути выявления

исторической истины с помощью профессиональных средств,

которыми располагает историк. Поэтому французские историки Л.

Февр (1878-1956) и М. Блок (1886-1944), основавшие

методологический журнал «Анналы экономической и социальной

истории», настаивали на новом подходе к источникам – с

использованием методов географии, психологии, экономики,

социологии. На основе этих подходов расширялись

междисциплинарные контакты историков для получения данных за

счет сведений других гуманитарных наук, а также естественных наук.

В то же время специалисты, пришедшие в 1920-е гг. в

историческую науку (в отличие от основателей журнала и «Школы

Анналов», которые призывали коллег отказаться только от

устаревшего, обязательно сохраняя исследовательские навыки

предшественников), стали отрицательно относиться к трудовому

академическому профессионализму. Необходимость изучения

истории, а, следовательно, и критического отношения к источникам

стала подвергаться сомнению.

В условиях, возникших в этот период тоталитарных режимов,

историческое знание было беспрекословно подчинено политике.

Немецкий архивовед П. Гофман в 1933 г. выразил идею,

воплощавшуюся в нацистской Германии в жизнь: «Они должны

давать исторические подтверждения, способствующие упрочнению

того нового духовного содержания, которое вложил в государство

вождь национального движения Адольф Гитлер». По мнению П.

Гофмана, немецкий архивист должен был сознавать «свой долг не

только в том, чтобы сохранять историю, но и в том, чтоб творить ее».

7. Распрацоўка тэорыі крыніцазнаўства савецкімі гісторыкамі.

Советская историография определялась Ю.Н. Афанасьевым как

особый научно-политический феномен, гармонично сросшийся с

политикой, идеологией и системой тоталитарного государства,

ставший его органической составной частью и приспособленный к

обслуживанию его идейно-политических потребностей. В свете этого

можно рассматривать и развитие источниковедения в советский

период, когда решения партийных органов, по свидетельству Н.Н.

Маслова, рассматривались как «носители истины в последней

инстанции, не подлежащие научному источниковедческому анализу».

В вышедших в 1930-1931 гг. марксистских работах по теории

источниковедения Г.П. Саара и С.Н. Быковского проявлялось

вульгарное социологизирование, а источниковедческие методы

упрощались. Прежний источниковедческий опыт нередко

подвергался необоснованной критике.

Тотальной идеологизации исторической науки, в том числе

источниковедения, способствовала публикация письма И.В. Сталина

в редакцию журнала «Пролетарская революция» (1931). В этом

письме вождь страны назвал историков, опиравшихся в своих

исследованиях на критическое осмысление источников, «архивными

крысами» и «безнадежными бюрократами». При этом И.В. Сталин

исходил из собственного желания подвергнуть забвению роль в

революции и гражданской войне своего политического оппонента в

борьбе за власть Л.Д. Троцкого, вопреки свидетельствам

существовавших источников.1 Этим было положено начало

переписыванию исторических сочинений в направлении угодном

власти.

Постепенно ограничивался доступ исследователей к архивным

материалам (особенно источникам по истории новейшего времени,

многие из которых подлежали специальному хранению). Отдельные

группы источников использовались без привлечения других догматизации информации, содержавшейся в них. Так, например,

широко изучалось и цитировалось письмо В.Г. Белинского,

являвшегося ответом на сочинение Н.В. Гоголя, но само это

сочинение исследованию не подвергалось.

Выработанный к тому времени методологический подход,

признающий обязательной общность свойств источников вне

зависимости от их происхождения и содержания, предполагал

принципиальное единство методов анализа документов, оценки их

достоверности и точности их истолкования.

Начиная с 1930-х гг., допускалось лишь критическое изучение

отдельных сюжетов. Даже публикация источников подвергалась

строгому контролю, сами источники подбирались для публикации

произвольно и, в первую очередь, для доказательства определенных

предписанных выше положений. Начиная с 30-х гг., уровень источниковедческой подготовки

историков в СССР, по мнению Н.Н. Маслова, резко снизился. В Московском историко-архивном институте готовили

специалистов для архивов, а те подчинялись органам ОГПУ-НКВД-

МВД.

В то же время именно в Московском историко-архивном

институте источниковедение разрабатывалось в качестве особого

теоретико-познавательного направления. Читавший в этом учебном

заведении курс источниковедения (1936-1940) М.Н. Тихомиров,

создал вместе с С.А. Никитиным фундаментальный курс

источниковедения отечественной истории (1940).

С приходом на работу в Историко-архивный институт ученика

А.С. Лаппо-Данилевского А.И. Андреева в 1943 г. больше внимания

стало уделяться разработке вопросов теории и методики

источниковедения.

С конца 50-х гг. во всем мире обозначился перелом в отношении к историографии и методам исследования прошлого. Западные

историки охарактеризовали этот перелом, как возрождение эрудиции,

имея в виду заметный качественный сдвиг в отношении общества к

исследовательской работе специалистов в области историографии.

В это же время и в советской исторической науке, несмотря на ее

политизированность, возобновилось изучение теоретико-

методических вопросов источниковедения. Стали выходить в свет

монографические исследования в этой области знаний (работы А.П.

Пронштейна, Л.Н. Пушкарева, О.М. Медушевской, И.Д. Ковальченко

и др.). С 1970-х гг. созывались всесоюзные конференции по

источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам,

на которых обсуждались актуальные вопросы теории и методики

изучения источников.

8. Распрацоўка крыніцазнаўства гісторыі Беларусі.

Источниковедение в Беларуси не получило такого развития, как

во Франции или в России. Белорусское источниковедение

представлено обзорами отдельных видов источников по истории

Беларуси в книгах В.И. Пичеты (1922), А.П. Игнатенко (1965), З.Ю.

Копысского (1978), а также обзором археографических изданий

источников в исследовании Н.Н. Улащика (1973).

Теоретико-методические источниковедческие исследования в

Беларуси пока что предпринимались недостаточно по сравнению с

другими странами.

Опыт изучения развития исторического источниковедения

свидетельствует о возникновении его новых разделов, в том числе

источниковедения историографии истории, истории философии,

истории искусства, истории военного дела, истории медицины,

истории музейного дела и т. д., а, следовательно, о его

дифференциации. Одновременно происходят и интеграционные

процессы, поскольку источниковедение входит в ряд

междисциплинарных комплексов гуманитарного и

естественнонаучного знания. Предстоит дальнейшее развитие обоих

процессов, так как разрабатываются и будут разрабатываться вопросы источниковедения и других отраслей истории науки, техники и культуры.

Следует учитывать, что сегодня источниковедение включает в

сферу своих исследований в первую очередь научную форму

исторического знания - историографию. В наше же время все большее

значение приобретают вненаучные формы исторического знания. В

связи с повышением влияния средств массовой информации на

общество можно ожидать развития исследований источников истории

этих форм исторического знания, в частности, - исторической

идеологии, исторического сознания, исторических мифов,

исторической традиции, исторического менталитета. Вполне вероятно, что будет развиваться и источниковедение не

только истории исторической науки, но и истории исторической

публицистики, исторической научно-популярной литературы,

исторической учебной литературы, исторической художественной

литературы, устной истории.

9. Класіфікацыя гістарычных крыніц, яе сутнасць і мэты. Крытэрыі класіфікацыі.

Систематизация и классификация позволяют в разнообразии

увидеть систему, определить группы, которые отличаются по

определенным чертам и особенностям.

В отличие от систематизации, классификация - раскрытие

внутренне необходимой связи между отдельными категориями

исторических источников: типами, родами и видами. Классификация

не просто систематизирует источники в удобные для изучения

группы, но и способствует ее анализу, имеет познавательный

характер.

I. Документальные источники:

1. Документы законодательства (памятники права);

2. Актовые источники (договорного характера);

3. Материалы делопроизводства (в результате деятельности

канцелярий и других учреждений по созданию документов);

4. Статистические материалы (выросшие из массива

делопроизводства как реализация обратной связи в управлении).

II. Повествовательные источники:

1. Летописи и хроники;

2. Мемуарная литература и эпистолярные источники

3. Литературные и публицистические произведения (в том числе

переводная и агиографическая литература)

Периодическая печать рассматривается как специфическая

система, исторических источников.

В 1970-е гг. Л.М. Пушкаревым и А.П. Пронштейном была

предложена классификация по способу фиксирования (кодировки) информации. В соответствии с ней все источники делятся на

следующие типы (тип объединяет источники, которые отличаются

способом кодировки информации):

1. письменные;

2. вещественные;

3. этнографические;

4. устные (фольклорные);

5. лингвистические;

6. фонодокументы;

7. фотокинодокументы.

И.Д. Ковальченко предложил

классификацию с точки зрения не способов, а форм фиксации

информации и выделил следующие типы:

1. вещественные;

2.изобразительные: художественно-изобразительные и

графически-изобразительные;

3. письменные источники;

4. фонодокументы.

В последние годы большой интерес вызвала типологическая

классификация исторических источников, предложенная С.О.

Шмидтом. Во-первых, она охватывает все источники исторического

происхождения. Во-вторых, она очень удобна для восприятия, ибо в

основе ее - внешняя, «материальная» форма источника. В

соответствии с классификацией С.О. Шмидта выделяются следующие

типы и подтипы:

1. Вещественные источники во всем их многообразии.

2. Изобразительные источники:

а) художественно-изобразительные (произведения изобрази-

тельного искусства, искусство кино и фотографии);

б) изобразительно-графические (источники, которые содержат

информацию, переданную при помощи графических изображений);

в) изобразительно-натуральные (фотографии, документальные

кинокадры).

3. Словесные источники:

а) разговор (и фонодокументы его фиксирующие);

б) памятники устного творчества (фольклор);

в) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем

многообразии их форм и видов.

4. Конвенциональные источники (нотная запись, знаки математической и другой символики).

5. Поведенческие источники ( обычаи и обряды ).

6. Звуковые и аудиальные источники.

10. Сістэматызацыя гістарычных крыніц. Віды сістэматызацыі.

Систематизация и классификация позволяют в разнообразии

увидеть систему, определить группы, которые отличаются по

определенным чертам и особенностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: