Выкл. А.У. Каляга
«ГІСТОРЫЯ І ТЭОРЫЯ КРЫНІЦАЗНАЎСТВА»
(2 КУРС, ДЗЁННАЕ АДДЗЯЛЕННЕ)
1. Аб’ект і прадмет крыніцазнаўства. Вызначэнне гістарычнай крыніцы.
Определений исторического источника существует много.
Однако в большинстве из них отмечаются следующие критерии:
1. это определенная фиксированная информация (объект).
Человек накапливает повседневный опыт и передает его
последующим поколениям через закодированную в материальных
объектах информацию;
2. источник содержит информацию о реальной жизни
человеческого общества в прошлом.
3. мы получаем необходимую информацию только тогда, когда
начинаем изучать исторический источник.
Таким образом, исторический источник – это объект,
который содержит информацию о реальной жизни человеческого
общества и включен в процесс исторического исследования.
Объект – это то, на что направлена познавательная
деятельность исследователя. Ни одна наука не может обойти
вниманием вопрос о своем объекте, который должен
|
|
соответствовать следующим условиям:
• доступность наблюдению;
• стабильность (обеспечивает возможность многократного
обращения);
• независимость от исследователя (процедура исследования
не влияет на эти свойства).
Объектом источниковедения, истории, всех гуманитарных наук
является исторический источник. Исторический источник
представлен в материальной форме и независим от познающего
субъекта, так как создан для других целей и в другое время, в своей
совокупности исторические источники отражают взаимодействие с
обществом, государством и другим человеком, реализующееся в
глобальной истории человечества.
Предмет – это конкретные стороны, свойства и отношения
объектов, которые изучаются в определенный момент с
определенной целью. Предмет той или другой отрасли знаний
составляют не все черты, которыми характеризуется исследуемый
объект, а только те из них, изучение которых соответствует цели
данной дисциплины, ведет к познанию интересующих ученых сторон,
качеств и связей объекта. Предмет изучения определяет подход к
объекту, задачи, методы науки. Любая наука - история, социология,
психология и др. - обращается к историческим источникам
избирательно, под углом своих конкретных познавательных целей,
прежде всего подвергая анализу социальную информацию,
содержащуюся в них. А источниковедение изучает сами источники,
их форму и содержание. Источниковедение изучает не только
информацию, заключенную в источнике, но и исследует последнюю
как исторический факт (время, условия, создатели и т. д.). Предметом
|
|
источниковедения является совокупность всех исторических
источников во всей полноте заключенной в них информации.
2. Роля і месца крыніцазнаўства ў сістэме гістарычных навук. Узаемадзеянне крыніцазнаўства, археаграфіі, архівазнаўства і музеязнаўства.
Источниковедение
изучает свойства источников и на этой основе формирует возможные
методы изучения информации, ее критической проверки и
истолкования, и, поскольку источники составляют объективную
основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности, то
представитель гуманитарного знания должен реально представлять
себе, что такое источниковедение, его метод и перспективы развития.
Источниковедение, таким образом является самодостаточной
областью знания, основой междисциплинарного синтеза
гуманитарных наук.
Издавна сложилась особая группа дисциплин, накопивших опыт
работы с определенными видами источников, -- так называемых
специальных исторических дисциплин – археология, музееведение,
архивоведение, археография, палеография, сфрагистика, дипломатика
и др. Они позволяют исследователям интерпретировать вещественные
и другие виды исторических источников, правильно читать тексты,
идентифицировать их, подготавливать исторические документы к
научному изданию и использованию, учитывать и сохранять
источники. Поскольку предметом изучения источниковедения
является совокупность всех исторических источников во всей
полноте заключенной в них информации, то источниковедение
отличается от тех специальных дисциплин, которые изучают
отдельные черты источника (например, палеография) или отдельные
виды источников (например, геральдика или нумизматика).
Источниковедение вместе с тем не сумма специальных исторических
дисциплин, а их определенная система.
Архивоведение – комплексная дисциплина, разрабатывающая
теоретические, правовые и методические вопросы архивного дела.
Объектом же архивоведения являются
текстовые документы на бумажной основе, научно-технические
документы, кинофотодокументы, звукозаписи, микрофильмы и
другие документы на различных материальных носителях,
подлежащие архивному хранению и хранящиеся в архивах.
Предметом архивоведения являются научная организация
документов и управление ими, процессы и способы работы с
документами в целях их сохранности и использования, разработка
теоретических и методических основ этих процессов.
Музееведение – это наука, изучающая процессы сохранения
социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций
посредством музейных предметов, музейное дело, музей как
общественный институт, его социальные функции и формы их
реализации.
Историческая библиография – вспомогательная историческая
дисциплина, предметом которой является разработка методов
поиска, библиографического описания, целевого отбора, научной
систематизации источников и литературы и передачи полученной
информации исследователю.
3. Асноўныя метадалагічныя прынцыпы крыніцазнаўства.
Источниковедение имеет свой теоретический и эмпирический
(прикладной) уровни, свою методику и методологию. Методика -
это совокупность определенных приемов, методов и правил их
использование в работе источниковеда. Методология - это учение
об этих методах, об основных принципах источниковедческого
исследования.
Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы
изучения и исследования исторических источников. Эти методы
адаптируются и конкретизируются в отношении к изучению
отдельных групп источников, или определенных их характеристик.
Если для теоретического источниковедения метод - это и предмет
исследования, то для прикладного – это определенный инструмент
|
|
изучения.
Кроме теоретического источниковедения существует
источниковедение определенных отраслей знания (лингвистическое,
архивное), а также определенных типов и видов источников
(летописей, печатей, актов, денежных знаков и т. д.). В зависимости
от вида систематизации, мы можем изучать источники или по
истории Восточной Европы XIV – XVIII веков и т. д., или источники
по истории Беларуси. С таким подходом связано и понимание
источниковедения в широком и узком смысле слова:
1. как методологии анализа исторического источника;
2. как научной дисциплины, которая изучает письменные
источники.
4. Гісторыя крыніцазнаўства. Перадумовы і асноўныя этапы развіцця крыніцазнаўства.
Историческое источниковедение как специальная дисциплина,
имеющая свои объект, предмет, цели, задачи, методы, историю,
теорию, сложилось на рубеже XIX – XX веков. Тогда-то стали
читаться в высших учебных заведениях и создаваться учебные и
научные труды по методологии истории, то есть системы
теоретических знаний, на основе которых формируются методы
исторического исследования, а в этих трудах появились разделы по
источниковедению. Однако элементы, из которых сложилось
современное историческое источниковедение, возникли раньше.
Источниковедение имеет свою историю, которая рассматривает
вопросы теории, методики и практики исследования и преподавания
источниковедения в развитии и на современном этапе.
Формированию источниковедения как отдельной научной
дисциплины предшествовал длительный период накопления
практического опыта работы историков с источниками. Этапы: раннее средневековье, XIV – XV вв. - период Возрождения, период Просвещения, В ХIX веке, ХХ век, Советская историография, Источниковедение в Беларуси
5. Развіццё крыніцазнаўства ў Расійскай імперыі. Зараджэнне расійскай школы крыніцазнаўства.
И в России сбор и издание исторических источников были
связаны с подъемом интереса к прошлому и формированием
исторического сознания. В 1811 г. при Московском архиве
|
|
Министерства иностранных дел была создана Комиссия печатания
государственных грамот и договоров. После 1812 г. ее деятельность
активизировалась при поддержке канцлера Н.П. Румянцева (1754 –
1826). А с 1834 г. издание исторических источников
предпринималось Археографической комиссией при Министерстве
народного просвещения, которая издала ряд многотомных серий
актов. С 1837 г. по единому плану стало публиковаться «Полное
собрание русских летописей». Издание «Полного собрания законов
Российской империи» возглавил государственный деятель М.М.
Сперанский (1772 – 1839).
В начале ХХ века в России, в отличие от Западной Европы,
сохранился интерес не только к технике изучения источника, а и к
источнику как к главной цели исследования. Ведущее место в
разработке подобных взглядов сыграл труд А.С. Лаппо-Данилевского
(1863-1918) «Методология истории» (1911-1913). Исследования А.С.
Лаппо-Данилевского были важным этапом по пути оформления
источниковедения как научной дисциплины.
6. Развіццё крыніцазнаўства ў навейшы час. Дыскусіі аб сутнасці гісторыі і ролі гістарычных крыніц. Школа «Аналаў».
Процесс оформления источниковедения совпал с изменениями
взглядов общества на место исторических знаний в жизни человека. В
первой половине ХХ века в могущество техники и естествознания
вызвали снижение интереса к гуманитарным дисциплинам, в том
числе к истории. Это также объяснялось разочарованием в
прогнозирующих возможностях исторической науки и социальных
наук в целом.
После первой мировой войны представления о мире изменились, а идеи единства мирового исторического процесса и влияния его
событий на судьбу личности стали осознаваться не только через
аудитории университетов, но и из непосредственных жизненных
впечатлений.
В связи с этим подвергались переосмыслению привычные
представления об историческом источнике и пути выявления
исторической истины с помощью профессиональных средств,
которыми располагает историк. Поэтому французские историки Л.
Февр (1878-1956) и М. Блок (1886-1944), основавшие
методологический журнал «Анналы экономической и социальной
истории», настаивали на новом подходе к источникам – с
использованием методов географии, психологии, экономики,
социологии. На основе этих подходов расширялись
междисциплинарные контакты историков для получения данных за
счет сведений других гуманитарных наук, а также естественных наук.
В то же время специалисты, пришедшие в 1920-е гг. в
историческую науку (в отличие от основателей журнала и «Школы
Анналов», которые призывали коллег отказаться только от
устаревшего, обязательно сохраняя исследовательские навыки
предшественников), стали отрицательно относиться к трудовому
академическому профессионализму. Необходимость изучения
истории, а, следовательно, и критического отношения к источникам
стала подвергаться сомнению.
В условиях, возникших в этот период тоталитарных режимов,
историческое знание было беспрекословно подчинено политике.
Немецкий архивовед П. Гофман в 1933 г. выразил идею,
воплощавшуюся в нацистской Германии в жизнь: «Они должны
давать исторические подтверждения, способствующие упрочнению
того нового духовного содержания, которое вложил в государство
вождь национального движения Адольф Гитлер». По мнению П.
Гофмана, немецкий архивист должен был сознавать «свой долг не
только в том, чтобы сохранять историю, но и в том, чтоб творить ее».
7. Распрацоўка тэорыі крыніцазнаўства савецкімі гісторыкамі.
Советская историография определялась Ю.Н. Афанасьевым как
особый научно-политический феномен, гармонично сросшийся с
политикой, идеологией и системой тоталитарного государства,
ставший его органической составной частью и приспособленный к
обслуживанию его идейно-политических потребностей. В свете этого
можно рассматривать и развитие источниковедения в советский
период, когда решения партийных органов, по свидетельству Н.Н.
Маслова, рассматривались как «носители истины в последней
инстанции, не подлежащие научному источниковедческому анализу».
В вышедших в 1930-1931 гг. марксистских работах по теории
источниковедения Г.П. Саара и С.Н. Быковского проявлялось
вульгарное социологизирование, а источниковедческие методы
упрощались. Прежний источниковедческий опыт нередко
подвергался необоснованной критике.
Тотальной идеологизации исторической науки, в том числе
источниковедения, способствовала публикация письма И.В. Сталина
в редакцию журнала «Пролетарская революция» (1931). В этом
письме вождь страны назвал историков, опиравшихся в своих
исследованиях на критическое осмысление источников, «архивными
крысами» и «безнадежными бюрократами». При этом И.В. Сталин
исходил из собственного желания подвергнуть забвению роль в
революции и гражданской войне своего политического оппонента в
борьбе за власть Л.Д. Троцкого, вопреки свидетельствам
существовавших источников.1 Этим было положено начало
переписыванию исторических сочинений в направлении угодном
власти.
Постепенно ограничивался доступ исследователей к архивным
материалам (особенно источникам по истории новейшего времени,
многие из которых подлежали специальному хранению). Отдельные
группы источников использовались без привлечения других догматизации информации, содержавшейся в них. Так, например,
широко изучалось и цитировалось письмо В.Г. Белинского,
являвшегося ответом на сочинение Н.В. Гоголя, но само это
сочинение исследованию не подвергалось.
Выработанный к тому времени методологический подход,
признающий обязательной общность свойств источников вне
зависимости от их происхождения и содержания, предполагал
принципиальное единство методов анализа документов, оценки их
достоверности и точности их истолкования.
Начиная с 1930-х гг., допускалось лишь критическое изучение
отдельных сюжетов. Даже публикация источников подвергалась
строгому контролю, сами источники подбирались для публикации
произвольно и, в первую очередь, для доказательства определенных
предписанных выше положений. Начиная с 30-х гг., уровень источниковедческой подготовки
историков в СССР, по мнению Н.Н. Маслова, резко снизился. В Московском историко-архивном институте готовили
специалистов для архивов, а те подчинялись органам ОГПУ-НКВД-
МВД.
В то же время именно в Московском историко-архивном
институте источниковедение разрабатывалось в качестве особого
теоретико-познавательного направления. Читавший в этом учебном
заведении курс источниковедения (1936-1940) М.Н. Тихомиров,
создал вместе с С.А. Никитиным фундаментальный курс
источниковедения отечественной истории (1940).
С приходом на работу в Историко-архивный институт ученика
А.С. Лаппо-Данилевского А.И. Андреева в 1943 г. больше внимания
стало уделяться разработке вопросов теории и методики
источниковедения.
С конца 50-х гг. во всем мире обозначился перелом в отношении к историографии и методам исследования прошлого. Западные
историки охарактеризовали этот перелом, как возрождение эрудиции,
имея в виду заметный качественный сдвиг в отношении общества к
исследовательской работе специалистов в области историографии.
В это же время и в советской исторической науке, несмотря на ее
политизированность, возобновилось изучение теоретико-
методических вопросов источниковедения. Стали выходить в свет
монографические исследования в этой области знаний (работы А.П.
Пронштейна, Л.Н. Пушкарева, О.М. Медушевской, И.Д. Ковальченко
и др.). С 1970-х гг. созывались всесоюзные конференции по
источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам,
на которых обсуждались актуальные вопросы теории и методики
изучения источников.
8. Распрацоўка крыніцазнаўства гісторыі Беларусі.
Источниковедение в Беларуси не получило такого развития, как
во Франции или в России. Белорусское источниковедение
представлено обзорами отдельных видов источников по истории
Беларуси в книгах В.И. Пичеты (1922), А.П. Игнатенко (1965), З.Ю.
Копысского (1978), а также обзором археографических изданий
источников в исследовании Н.Н. Улащика (1973).
Теоретико-методические источниковедческие исследования в
Беларуси пока что предпринимались недостаточно по сравнению с
другими странами.
Опыт изучения развития исторического источниковедения
свидетельствует о возникновении его новых разделов, в том числе
источниковедения историографии истории, истории философии,
истории искусства, истории военного дела, истории медицины,
истории музейного дела и т. д., а, следовательно, о его
дифференциации. Одновременно происходят и интеграционные
процессы, поскольку источниковедение входит в ряд
междисциплинарных комплексов гуманитарного и
естественнонаучного знания. Предстоит дальнейшее развитие обоих
процессов, так как разрабатываются и будут разрабатываться вопросы источниковедения и других отраслей истории науки, техники и культуры.
Следует учитывать, что сегодня источниковедение включает в
сферу своих исследований в первую очередь научную форму
исторического знания - историографию. В наше же время все большее
значение приобретают вненаучные формы исторического знания. В
связи с повышением влияния средств массовой информации на
общество можно ожидать развития исследований источников истории
этих форм исторического знания, в частности, - исторической
идеологии, исторического сознания, исторических мифов,
исторической традиции, исторического менталитета. Вполне вероятно, что будет развиваться и источниковедение не
только истории исторической науки, но и истории исторической
публицистики, исторической научно-популярной литературы,
исторической учебной литературы, исторической художественной
литературы, устной истории.
9. Класіфікацыя гістарычных крыніц, яе сутнасць і мэты. Крытэрыі класіфікацыі.
Систематизация и классификация позволяют в разнообразии
увидеть систему, определить группы, которые отличаются по
определенным чертам и особенностям.
В отличие от систематизации, классификация - раскрытие
внутренне необходимой связи между отдельными категориями
исторических источников: типами, родами и видами. Классификация
не просто систематизирует источники в удобные для изучения
группы, но и способствует ее анализу, имеет познавательный
характер.
I. Документальные источники:
1. Документы законодательства (памятники права);
2. Актовые источники (договорного характера);
3. Материалы делопроизводства (в результате деятельности
канцелярий и других учреждений по созданию документов);
4. Статистические материалы (выросшие из массива
делопроизводства как реализация обратной связи в управлении).
II. Повествовательные источники:
1. Летописи и хроники;
2. Мемуарная литература и эпистолярные источники
3. Литературные и публицистические произведения (в том числе
переводная и агиографическая литература)
Периодическая печать рассматривается как специфическая
система, исторических источников.
В 1970-е гг. Л.М. Пушкаревым и А.П. Пронштейном была
предложена классификация по способу фиксирования (кодировки) информации. В соответствии с ней все источники делятся на
следующие типы (тип объединяет источники, которые отличаются
способом кодировки информации):
1. письменные;
2. вещественные;
3. этнографические;
4. устные (фольклорные);
5. лингвистические;
6. фонодокументы;
7. фотокинодокументы.
И.Д. Ковальченко предложил
классификацию с точки зрения не способов, а форм фиксации
информации и выделил следующие типы:
1. вещественные;
2.изобразительные: художественно-изобразительные и
графически-изобразительные;
3. письменные источники;
4. фонодокументы.
В последние годы большой интерес вызвала типологическая
классификация исторических источников, предложенная С.О.
Шмидтом. Во-первых, она охватывает все источники исторического
происхождения. Во-вторых, она очень удобна для восприятия, ибо в
основе ее - внешняя, «материальная» форма источника. В
соответствии с классификацией С.О. Шмидта выделяются следующие
типы и подтипы:
1. Вещественные источники во всем их многообразии.
2. Изобразительные источники:
а) художественно-изобразительные (произведения изобрази-
тельного искусства, искусство кино и фотографии);
б) изобразительно-графические (источники, которые содержат
информацию, переданную при помощи графических изображений);
в) изобразительно-натуральные (фотографии, документальные
кинокадры).
3. Словесные источники:
а) разговор (и фонодокументы его фиксирующие);
б) памятники устного творчества (фольклор);
в) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем
многообразии их форм и видов.
4. Конвенциональные источники (нотная запись, знаки математической и другой символики).
5. Поведенческие источники ( обычаи и обряды ).
6. Звуковые и аудиальные источники.
10. Сістэматызацыя гістарычных крыніц. Віды сістэматызацыі.
Систематизация и классификация позволяют в разнообразии
увидеть систему, определить группы, которые отличаются по
определенным чертам и особенностям.