Воздействие православия на формирование российской цивилизации

Крещение Руси, начавшееся в 988 г. и завершившееся в основном к концу XI в., явилось важным этапом образования древнерусской, а затем и российской цивилизации.

Вместе с восточным христианством Русь, а затем Россия заимствовала византийскую политическую идеологию, которая включалаимперскую государственную идею, состоявшую в сочетании римского абсолютизма с освещающим его христианством; наднациональный характер государственности (ромеи, русские, россияне как подданные византийского и русского императоров, граждане РФ это не этнические, а государственнические категории); интернациональный подход к формированию политической элиты (включение высших слоев населения присоединенных территорий в состав господствующего класса); веротерпимость, что позволило впоследствии создать прочное многонациональное государство – Россию; представление о своем государстве (Византии, Руси, России) как о буфере и посреднике между Востоком и Западом в сочетании с установкой на синтез их достижений.

Произошло приобщение к византийской культуре и ее адаптация к восприятию жизни и потребностям восточных славян. Отметим следующие моменты. Распространение славянской письменности на основе греческого алфавита, созданной до крещения Руси. Появление каменного зодчества, в том числе, крестово-купольных храмов, соразмерных человеку в отличие от католических романских и особенно готических соборов, в которых человек должен был ощущать свое ничтожество. Возникновение иконописи и фресковой живописи, создающих высоко духовные и в тоже время человечные образы Иисуса, Марии, христианских святых. Русская религиозная живопись гораздо одухотвореннее, чем деревянные скульптуры католических средневековых соборов и гораздо человечнее византийского религиозного искусства. Зарождение (Древняя Русь), развитие (Московское государство) и расцвет (Российская империя, русская эмиграция первой волны) русской религиозной философии на базе православия.

Менталитет русского и других православных народов России сформировался во многом благодаря восточному христианству. Правда,многие особенности восприятия мира и человека обязаны своим существованием также и другим факторам, определившим цивилизационные особенности России (геополитическому, природно-климатическому, социогосударственному).С некоторой степенью условности формируемые православием черты менталитета могут быть обозначены следующим образом.

Приоритет духовного перед материальным. Причины: преимущественная ориентация на Новый завет с его акцентом на духовном совершенствовании личности; меньшая, чем в западном христианстве, ориентация на Ветхий Завет, в котором бог награждает угодных ему людей в земном мире. Следствия: создание мощной духовной культуры, но некоторое пренебрежения материальной стороной жизни.

Нравственный максимализм (противопоставление абсолютного добра и абсолютного зла). Причины: преимущественная ориентация на Новый Завет, в том числе, на апокалипсис с его эсхатологией; украшение храмов иконами с житием, которые наглядно показывают совершенные святыми духовные подвиги. Следствия: полное принятие той или иной доктрины как абсолютно истинной или полный отказ от нее как от абсолютно ложной; несклонность к компромиссам, поляризация сил в обществе.

Приоритет вопроса «зачем» перед вопросом «почему». Причины: для религиозного православного сознания второй вопрос уже решен (причина всего – воля бога). Следствия: развитие оригинальной религиозной философии с XI по первую треть XX вв., однако наука с ее поиском причин явлений в России самостоятельно не возникла. (В Европе с VI в. происходило возрождение античной традиции поиска причин в рамках схоластики).

Представление о том, что душа выше разума, интуиция выше логики. Причины: интуитивно-мистическому постижению бога в православной религиозной практике и философии отдавалось предпочтение перед логическим обоснованием его бытия, характерным для западной схоластики. Следствия: несклонность к критицизму, взвешиванию всех «за» и «против», представление о том, что спонтанный выбор лучше рационального.

Высокая ценность идей равенства и справедливости, понимание справедливости в основном как равенства. Причины: близость к раннему христианству с его коммунистическими общинами. Следствия: обостренное чувство социальной справедливости, уравнительные тенденции в крестьянской общине, расположенность к восприятию идей социализма и коммунизма.

Коллективизм (соборность). Причины: близость к раннему христианству. Следствия: корпоративность общества, традиции взаимопомощи; осуждение индивидуализма.

Высокая ценность личности верховного правителя. Причины: в восточной церкви глава государства считается защитником православия и несет ответственность за правильное, то есть соответствующее христианским заповедям, развитие страны. Следствия: восприятие отсутствия, смерти или угрозы замены истинного главы государства как катастрофы, связанной с отходом от верного пути развития.

Аскетизм, готовность безропотно терпеть лишения ради высокой цели. Причины: популярность среди мирян монашеского идеала, подвижничества. Следствия: массовый героизм русского и других народов России-СССР в периоды войн, индустриализации и т.п.; высокая мобилизационная готовность населения в ответ на призывы признанных лидеров; способность общества выходить из глубочайших кризисов.

Предпочтение сущности форме. Причины: в православии (в отличие от католичества) человек не может спастись, просто посещая церковь и соблюдая ее обряды (или купив индульгенцию). Необходимы усилия самого человека, его активная вера в бога. Следствия: развитое самостоятельное мышление, высокая способность к индивидуальному творчеству; некоторое пренебрежение буквой закона, склонность и управляющих и управляемых решать свои проблемы незаконными (иногда насильственными) методами.

Консерватизм (меньшая, чем в католическом и, тем более, в протестантском сознании, ориентация на новизну). Причины: консерватизм православной церкви, освящающей существующее общественно-политическое устройство; относительно меньшая, чем в западном христианстве, ориентация на Ветхий Завет с его динамизмом. Следствия: учитывая нравственный максимализм, высокую ценность личности верховного правителя и высокую мобилизационную готовность насления, - не столько замедление общественного развития страны, сколько периодически происходящие резкие смены общего направления развития (замена «ложного» пути на «истинный»).

Мессианская идея. Причины: представление о России как о единственной хранительнице истинной религии – православия, или истинной идеологии – марксизма-ленинизма. Следствия: Стремление России играть роль центра притяжения, образца для подражания, лидера, за которым должны пойти остальные страны и народы. (В конце XX – начале XXI вв. мессианская идея России переживает упадок).

Постепенное отдаление Руси от католической Европы, начавшееся после раскола формально единой христианской церкви (1054 г.) и закрепленное в период монголо-татарского ига способствовало окончательному оформлениюрелигиозно-идеологической системы, стимулирующей формирование древнерусской, затем российской цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: