Высокие цели, хотя бы невыполненные,
дороже нам низких целей, даже достигнутых.
И. Гете
1. Принцип объективности требует всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, условий, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.
Этот принцип требует доказательности всех выводов, обоснованности как исходных посылок, так и каждого шага исследования.
Исходя из этого принципа, любое архитектурное исследование (как и в медицине, сельском хозяйстве, агрометеорологии), проведённое менее чем за 3 года, считается недостаточно убедительным.
Достоверность фактов есть необходимое, но еще недостаточное условие достоверности выводов. Требование доказательности предполагает альтернативный характер научного поиска. Поэтому в исследовании должно быть если не несколько, то как минимум два варианта: контроль и эксперимент.
2. Принцип научности очень близок к принципу объективности. Он определяет требование конкретно-исторического исследования социокультурных явлений и использование современных техник проведения эксперимента.
Л. Я. Зорина в принцип научности включает:
- соответствие содержания работ уровню современной науки;
- создание верных представлений об общих методах научного познания;
- показ важнейших закономерностей процесса познании (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях).
М.Н. Скаткин, сформулировавший принцип научности как самостоятельный еще в 1980 г., указал на следующие требования этого принципа:
- научная достоверность сообщаемых респондентам сведений;
- вскрытие сущности описываемых явлений;
- показ явлений в их взаимосвязи;
- показ явлений в развитии.
3. Принцип диалектического подхода ко всем явлениям, базирующийся на противоречивости изучаемого предмета или явления, взаимосвязи и взаимообусловленности количественных и качественных изменений. Например, при исследовании мнения горожан о том или ином объекте ландшафтной архитектуры (как и архитектуры вообще) следует учитывать особенности населенного пункта: его национальный и религиозный состав, ментальность, сложившиеся традиции. То, что считается нормой в Одессе, Таганроге, Паланге (нудистские пляжи с секторами солярия и аэрария), окажется совершенно недопустимым в Дербенте или Баку. Необходимо также учитывать и динамику вкусов людей: то, что считалось красивым 100 лет назад, может казаться старомодным в наши дни (даже в благоустройстве обычных пляжей).
4. Принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (связи объекта в его современном состоянии) и перспектив развития.
5. Принцип концептуального единства исследования. Если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики*.
Этот принцип внутренне противоречив, так как представляет единствоопределенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости.
6. Принципединства цели и поставленных задач. В каждый исторический период они отличаются:
- индексом гуманизма общества;
- индексом развития техники;
- индексом глобализации общества.
Все конкретные вопросы в исследовании рассматриваются через призму разрабатываемой концепции. Уровни разработки концепции могут быть различны.
_________________________________________
* Эклектика (греч. eklektikos – выбирающий) – отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях; беспринципное сочетание разнородных воззрений.
2.7. Системный подход к научному исследованию
Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу,
могут стать для человека источником научного открытия,
толкнуть его на изобретение.
А.Л. Чижевский
Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития человеческого сообщества определяет необходимость его системного изучения.
Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействий между элементами. Поэтому на первый план выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и обратное воздействие результата (продукта) на породившие его причины.
Сущность системного подхода находит выражение в следующих положениях, помогающих устанавливать свойства системных объектов и совершенствовать их:
1. Целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой, в том числе в тесной связи с социальным развитием н запросами общества.
2. Расчленение целого на элементы. Свойства элементов зависят от их принадлежности к определенной системе, а свойства системы несводимы к свойствам ее элементов. Например, в педагогикевыделяют такие элементы, как цели образования, содержание образования, методические средства, деятельность учителя, деятельность ученика. Все они приобретают разное содержание в различных системах обучения и сами в значительной степени определяют эти системы.
3. Все элементы системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых нужно выделить наиболее существенную, т. е. системообразующую связь.
4. Совокупность элементов и связей дает представление о структуре и организации системных объектов. Эти понятия выражают определенную упорядоченность системы, взаимозависимость и взаимоподчиненность ее элементов. Например, система категорий, отражающих основные элементы обучения: цели –> содержание –> условия –> средства –> результаты.
5. Управление включает постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию, анализ результатов за каждый год исследований.
Следует помнить, что этимология* слова «человек» насчитывает, по меньшей мере 3 группы значений:
_________________________________________________
* Этимология (греч. ethymologia – истина) – основное значение и происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же языка.
· греческое – «взгляд», «запрокинутый ввысь», «цветущий лик»;
· иудеолатинское – Адам – от еврейского «Земля» (подчеркивается телесно-материальный аспект);
· индогерманское – «мыслящий», «наделенный духом».
Таким образом, в социокультурных исследованиях (архитектура – часть культуры народа!) человека следует рассматривать как величайшую ценность, во имя которой и для которой существует все остальное на Земле.