Основные методологические принципы исследования

Высокие цели, хотя бы невыполненные,

дороже нам низких целей, даже достигнутых.

И. Гете

1. Принцип объективности требует всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, условий, адекват­ности исследовательских подходов и средств, позволяющих по­лучить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.

Этот принцип требует доказательности всех выводов, обосно­ванности как исходных посылок, так и каждого шага исследования.

Исходя из этого принципа, любое архитектурное исследование (как и в медицине, сельском хозяйстве, агрометеорологии), проведён­ное менее чем за 3 года, считается недостаточно убедительным.

Достоверность фактов есть необходимое, но еще недостаточ­ное условие достоверности выводов. Требование доказательности предполагает альтернативный характер научного поиска. Поэто­му в исследовании должно быть если не несколь­ко, то как минимум два варианта: контроль и эксперимент.

2. Принцип научности очень близок к принципу объективнос­ти. Он определяет требование конкретно-исторического исследо­вания социокультурных явлений и использование современных тех­ник проведения эксперимента.

Л. Я. Зорина в принцип научности включает:

- соответствие содержания работ уровню современ­ной науки;

- создание верных представлений об общих мето­дах научного познания;

- показ важнейших закономерностей процесса познании (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях).

М.Н. Скаткин, сформулировавший принцип научности как самостоятельный еще в 1980 г., указал на следую­щие требования этого принципа:

- научная достоверность сообщаемых респондентам сведений;

- вскрытие сущности описываемых явлений;

- показ явлений в их взаимосвязи;

- показ явлений в развитии.

3. Принцип диалектического подхода ко всем явлениям, базирующийся на противоречивости изучаемого пред­мета или явления, взаимосвязи и взаимообусловленности коли­чественных и качественных изменений. Например, при исследовании мнения горожан о том или ином объекте ландшафтной архитектуры (как и архитектуры вообще) следует учитывать особенности населенного пункта: его национальный и религиозный состав, ментальность, сложившиеся традиции. То, что считается нормой в Одессе, Таганроге, Паланге (нудистские пляжи с секторами солярия и аэрария), окажется совершенно недопустимым в Дербенте или Баку. Необходимо также учитывать и динамику вкусов людей: то, что считалось красивым 100 лет назад, может казаться старомодным в наши дни (даже в благоустройстве обычных пляжей).

4. Принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (связи объекта в его современном состоянии) и перспектив развития.

5. Принцип концептуального единства исследования. Если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединя­ясь к одной из существующих, ему не удается осуществить един­ство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики*.

Этот принцип внутренне противоречив, так как представляет единствоопределенного, принятого как верное, и неопреде­ленного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости.

6. Принципединства цели и поставленных задач. В каждый исторический период они отличаются:

- индексом гуманизма общества;

- индексом развития техники;

- индексом глобализации общества.

Все конкретные вопросы в исследовании рассматриваются через призму разрабатываемой концепции. Уровни разработки концепции могут быть различны.

_________________________________________

* Эклектика (греч. eklektikos – выбирающий) – отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях; беспринципное сочетание разнородных воззрений.

2.7. Системный подход к научному исследованию

Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу,

могут стать для человека источником научного открытия,

толкнуть его на изобретение.

А.Л. Чижевский

Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития человеческого сообщества определяет необходимость его системного изучения.

Системный подход основан на положении о том, что специфи­ка сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характе­ром взаимодействий между элементами. Поэтому на первый план выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и обратное воздействие результата (про­дукта) на породившие его причины.

Сущность системного подхода находит выражение в следую­щих положениях, помогающих устанавливать свойства системных объектов и совершенствовать их:

1. Целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве со средой, в том числе в тесной связи с социальным развитием н запросами общества.

2. Расчленение целого на элементы. Свойства элементов зависят от их принадлежности к определенной системе, а свой­ства системы несводимы к свойствам ее элементов. Например, в педагогикевыделяют такие элементы, как цели образования, со­держание образования, методические средства, деятельность учи­теля, деятельность ученика. Все они приобретают разное содер­жание в различных системах обучения и сами в значительной степени определяют эти системы.

3. Все элементы системы находятся в сложных связях и взаимо­действиях, среди которых нужно выделить наиболее существен­ную, т. е. системообразующую связь.

4. Совокупность элементов и связей дает представление о структуре и организации системных объектов. Эти понятия вы­ражают определенную упорядоченность системы, взаимозависи­мость и взаимоподчиненность ее элементов. Например, система категорий, отражающих основные элементы обучения: цели –> содержание –> условия –> средства –> результаты.

5. Управление включает постановку целей, выбор средств, кон­троль и коррекцию, анализ результатов за каждый год исследований.

Следует помнить, что этимология* слова «человек» насчитывает, по меньшей мере 3 группы значений:

_________________________________________________

* Этимология (греч. ethymologia – истина) – основное значение и происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же языка.

· греческое – «взгляд», «запрокинутый ввысь», «цветущий лик»;

· иудеолатинское – Адам – от еврейского «Земля» (подчеркивается телесно-материальный аспект);

· индогерманское – «мыслящий», «наделенный духом».

Таким образом, в социокультурных исследованиях (архитектура – часть культуры народа!) человека следует рассматривать как величайшую ценность, во имя которой и для которой существует все остальное на Земле.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: