Классификация научных исследований. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

В.М. Ломоносов

Неизвестный автор появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал, что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом». Это верное суждение нуждается в существенном дополнении: предмет должен быть рассмотрен в связи с задачами науки, а способ (метод) изучения предмета необходимо поставить в связь с ее системой.

Всякая наука имеет свой предмет. Выявить его – значит определить специфику, сферу деятельности и задачи этой науки. Определение предмета каждой науки есть акт ее самосознания. Сама наука осознает свои цели, круг своих проблем, сферу своих интересов, свою практику, определяющую угол зрения, под которым рассматривается мир и его связи и благодаря чему только определенные связи и стороны мира входят в предмет рассматриваемой науки и выявляются ею.

Например, эстетическое воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно, исподволь, ненарочито. Цели эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение. Если нравственное воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами, актуальными для конкретного общества, то эстетическое воспитание имеет в виду все человечество как поле, ориентир и критерий жизнедеятельности личности. Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, научает его относиться к миру истинно по-человечески.

Высшая цель науки – дать людям знания. Высшая цель техники - опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворить материальные и духовные потребности и интересы людей. Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций.

Существуют 3 направления комплексных исследований проектирования, строительства и эксплуатации объектов архитектуры:

– социально-экономическое,

– идейное,

– эстетическое.

Эти направления выделены А.И. Алымовым на основе широкого анализа градостроительной практики Ленинграда в 70-е годы XX века.

Методы исследования – это разнообразные способы, дающие возможность получить достоверные факты, выявить комплексные явления и процессы, изучить какие-либо проблемы, обнаружить в них существенные закономерности. При этом важно соблюдение двух принципов – валидности и репрезентативности.

Валидность (лат. Valide – крепкий) означает обоснованность и адекватность исследовательских инструментов, т.е. операционных понятий, измерительных операций, методик. Нельзя, например, использовать для взрослых те методики психологических исследований, которые разработаны для детей.

Репрезентативность – это надежность исследования, которая обеспечивается определенным статистическим рядом. Если, например, опрашивается группа численностью 7 человек, результаты опроса будут не репрезентативными. Слишком большой статистический ряд (больше 100 респондентов) обеспечивает высокую репрезентативность полученных результатов, но усложняет их математическую обработку. Поэтому оптимальным считается число участников исследований в пределах 30-100. Это так называемая «генеральная совокупность».

Есть еще одна грань репрезентативности. Допустим, что на N –курсе М – факультета проводится какое-то психологическое исследование. На курсе учится 100 студентов, на лекции присутствуют 95, т.е. репрезентативность исследования обеспечена. Но если педагог-исследователь будет опрашивать анкетой только юношей или только девушек, или только «двоечников» или только «отличников», а вопрос касается общесоциальных проблем, результат исследования даже при числе респондентов более 30 окажется не репрезентативным (в данном случае – не характерным для всего курса).

Все современные методы научных исследований по сути можно разбить на 3 группы:

• эмпирические (по греч. Empeiria – опыт в естественных условиях);

• теоретические;

• сравнительно-исторические.

Сравнительно-исторические методы (генетический, исторический, сравнительный) – удел научных работников и аспирантов; широкой практики они не имеют.

Теоретические методы (мысленный эксперимент, моделирование, анализ-синтез) тоже не выходят за пределы специальных лабораторий.

К эмпирическим методам относятся:

– метод наблюдений,

– метод эксперимента,

– метод анкетирования,

– метод беседы (опроса, интервьюирования),

– метод анализа документов,

– метод экспертной оценки,

– проективные методы.

Эмпирические методы исследований – это как раз то, с чем практически сталкивается любой специалист, решающий художественные задачи ландшафтной архитектуры, так как без мнения людей, рассуждая чисто теоретически, трудно найти оптимальные дизайнерские решения. Поэтому они рассматриваются подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: