Метод анкетирования

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два важных правила

Запомни для начала:

Ты лучше голодай,

Чем что попало есть,

И лучше будь один,

Чем вместе с кем попало.

Омар Хайям

Это специфический метод, используемый не только в педагогике, социологии, но и в социально-эстетических и архитектурных исследованиях. Он предназначен для проведения широкомасштабного сбора информации.

Основоположником этого метода был американский психолог и педагог Г.С. Галл. С помощью анкеты он изучал различные стороны психики детей и молодежи. В 1980г. он составил анкету для выявления объема представлений и понятий у детей, поступающих в бостонские общеобразовательные школы.

Несмотря на большую популярность этого метода в последующие десятилетия, анкетирование не принесло больших научных результатов, т.к. формулировка вопросов в анкетах многими исследователями проводилась по-дилетантски и угоднически.

Поэтому применение анкетирования должно иметь четкие границы.

Прежде всего, необходимо выяснить, насколько анкета является подходящим методом для исследования. Правильное использование этого метода предполагает соответствующую теоретическую подготовку. Основным условием эффективности являются:

– точность формулировок анкеты,

– ее содержательная направленность,

– вычленение узловых моментов,

– лаконичность и однозначность формулировок,

– несуггективность вопросов (они не должны наводить на опрелеленный ответ).

Необходимо избегать вопросов, направленных на получение информации, которой опрашиваемый не располагает. Вопросы должны быть стилистически грамотными.

Групповой анкетный опрос применяется в школьных классах, студенческих группах, группах туристов, производственных коллективах численностью 15-30 человек. При этом обеспечивается 100% возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов (родителей учащихся), а время возврата заранее оговаривается.

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.

Существуют 2 этапа вопросов в анкете:

– закрытые (структурированные),

– открытые (неструктурированные).

Открытые вопросы предполагают определенные рамки ответа, но не определяют ни содержания, ни форму его. Отвечающий выбирает сам объем ответа и содержание информации, которую он считает нужным дать.

Открытые вопросы дают возможность глубже проникать в исследуемые явления, лучше раскрывают действительные позиции отвечающих, дают обычно более содержательную информацию, но обработка таких анкет более трудоемка и требует больше времени.

Закрытые вопросы (пункты) предлагают отвечающему выбор из 2-х или более альтернатив. Это могут быть дихотомно закрытые вопросы (предлагающие ответы «да» или «нет») или вопросы с большим выбором ответов: «да», «нет», «не знаю».

Дихотомия (греч.) – деление целого на 2 части.

В вопросниках можно использовать и шкалированные пункты. Они содержат твердо установленные альтернативы; ответ опрашиваемого отмечается определенным пунктом на шкале, что очень удобно для компьютерной обработки полученных данных. В этом случае выбирающий ответы не влияет ни на содержание, ни на форму ответа.

Такой прием не дает глубокого проникновения в существо проблемы.

При анкетном исследовании важно добиться 100% возврата анкет, иначе даже при большом числе анкетируемых полученная картина не будет соответствовать действительности.

При составлении анкет необходимо вводить несколько вопросов, дающих одинаковую информацию. Это повышает надежность вопросника.

Особую технику постановки вопросов представляет так называемая воронка – ряд вопросов, направленных на одну тему. Вначале ставится наиболее общий вопрос, потом вопросы постепенно сходятся к важному специфическому моменту.

Другой прием использования «воронки»: исследователь формулирует общий вопрос открытым способом и связывает с ним специфические закрытые вопросы.

Пример: - Нравится ли Вам отдыхать в Таганрогском городском саду?

- Устраивает ли Вас ассортимент древесных и кустарниковых пород?

- Вы довольны состоянием покрытий аллей, дорог и троп?

- Достаточно ли в парке пунктов общественного питания?

И т.д.

Анкета не должна содержать слишком много вопросов, так как это приведет к поверхностным ответам. Она должна учитывать специфику респондентов (возраст, психологию, социальные характеристики).

Желательна предварительная апробация анкет на не исследуемом коллективе, дабы убедиться, насколько правильно сформулирован каждый вопрос и насколько правильный ответ он обеспечивает.

Д.Й. Фокс считает, что анкета должна задавать респонденту не более 3-4 вопросов; при этом респондент может описывать либо свой опыт, либо опыт других людей, который ему приходилось наблюдать.

Представление об анкетировании как о простом методе – ошибочно.

По окончании компоновки анкеты целесообразно подвергнуть ее логическому контролю на качество. Каждый вопрос проверяется по следующим критериям:

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не думал об этом» и т.п., дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным?

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками для дополнительных высказываний респондентов (т.е. превратить закрытый вопрос в полузакрытый)?

3. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения анкеты. Есть ли указания о том, сколько вариантов ответов можно отметить, как отвечать на вопрос табличной формы или вопрос-рисунок?

Пример вопроса в табличной форме представлен ниже (табл. 3).

Таблица 3

Хорошо ли организована культурно-массовая работа в парке?

Вид обслуживания посетителей Хорошо Не очень Плохо
Концерты местного симфонического оркестра      
Кружки художественной самодеятельности      
Выставки работ художников      
Концерты художественной самодеятельности      

4. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения?

5. Содержатся ли в формулировке вопроса слова, термины, которые могут быть непонятны опрашиваемым? Как их заменить, не нарушая смысла вопроса?

6. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое подозрение есть, нужен вопрос-фильтр на проверку компетентности.

7. Не превышает ли вопрос возможностей памяти опрашиваемого?

8. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? Если это так, то нужно расчленить список на тематические блоки и вместо одного вопроса сделать блок вопросов.

9. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

10. Не вызовет ли вопрос негативных эмоций у респондента (опасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспоминания, т.е. того, что нарушает психологический комфорт ситуации опроса)?

Логический контроль качества вопросов анкеты служит подготовительной процедурой для разработки задач пробного исследования. Кроме отдельных вопросов проверяется и композиция анкеты на соответствие следующим критериям:

1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты?

2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие?

3. Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями» внимания, обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока?

4. Снабжены ли вопросы-фильтры указателями-переходами для разных групп респондентов? (Например: «Внимание! На следующие три вопроса отвечают только те, кто увлекается спортом; остальные переходят к вопросу № …»).

5. Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

6. Нет ли нарушений в верстке и графическом оформлении анкеты?

Один из наиболее очевидных индикаторов непригодности того или иного вопроса – большая доля не ответивших или затруднившихся ответить на него (при пробном исследовании).

Число различных замечаний, зафиксированных исследователем в анкетах, свидетельствует о большой или слабой заинтересованности респондентов проводимым исследованием.

Ниже приведены примеры практического использования метода анкетирования в магистерских исследованиях.

Тема магистерской диссертации В.В. Бычковой – «Социально-культурная и воспитательная роль Дубовой рощи в Таганроге». Первоначальная площадь рощи составляла 22 гектара. Она была заложена по Указу императора Петра I в 1701 году «…попечением горожан для собственного увеселения, чтобы был лес для украшения всего Троецка».*

К началу Великой Отечественной войны в дубовой роще было до 500 деревьев, образовавших сплошной сомкнутый древостой. Диаметр стволов достигал 70-120 сантиметров. Во время войны немцы уничтожили рощу, используя стволы для возведения укреплений на Миус-фронте. После войны на площади 5 гектаров роща была восстановлена. Небольшой процент посадок составляют в ней акации и ясень. Уцелели лишь три дуба-великана (из высаженных когда-то 1500 желудей) в возрасте 160-180 лет. Их высота от 30 до 35 метров, диаметр кроны 15-26 метров, диаметр штамба 80-130 сантиметров.

В 70-е годы XX века началось «наступление» на дубовую рощу цехов и жилых домов завода «Красный котельщик». Площадь зеленого массива сократилась почти вдвое.

Изменения в худшую сторону наблюдаются не только в плане сокращения площади. Роща захламлена, число и состояние древостоя значительно ухудшилось, а ее посетителями все чаще становятся не культурные отдыхающие горожане, а люди без определенного места жительства, облюбовавшие этот уголок для «дневания и ночевания» в теплые месяцы года.

В то же время роща в Таганроге имеет историческое, природоохранное, просветительское и эстетичекое значение (рис. 5). Недалеко от рощи установлен памятник жертвам радиационных катастроф. В ней есть «Аллея бессмертия», куда привозится земля городов-героев, а это значит, что роща может играть положительную роль и в патриотическом воспитании молодого поколения. На ее территории некогда размещалось имение Нестора Кукольника – литературного деятеля – современника А.С. Пушкина. Трудно переоценить роль этого человека в судьбе Таганрога. Интерес к незаслуженно забытой фигуре Н.В. Кукольника все возрастает, и роща может привлечь не только историков, литераторов, студентов, но и людей других профессий, кому не безразлична история и судьба человека, названного Гражданином с большой буквы. Нами предлагается всем деревьям-

___________________________________

* Петр I на Таганьем рогу закладывал столицу России под названием Троецк-на-Таган-Роге.

памятникам в Таганроге присвоить имена событий или людей, сыгравших важную роль в истории города. Например, один из дубов-долгожителей будем называть Петр Великий, а другой – Нестор Кукольник.

Эти имена должны быть официальными, известными каждому горожанину и представляемыми туристам. И тогда, вероятно, рука очередного вандала не поднимется на дерево, в котором, как знать, может и поселится душа того, кто так радел за процветание нашей Родины! Можно выпустить серию коллекционных марок ограниченным тиражом – «Деревья-долгожители Ростовской области», а средства от продажи направить в фонд поддержки старых деревьев.

Роща «Дубки должна стать национальным памятником Петру I, войти в туристское кольцо, предложенное В.Ф. Чесноком, стать частью однодневного маршрута по объектам ландшафтного зодчества, включающего Городской сад и Дубовую рощу.

Для начала магистрантам было проведено обследование Дубовой рощи с фотофиксацией положительных и негативных моментов. Состояние древостоя говорит о том, что роще требуется дендролог. Захламленность, присутствие случайного автомобильного транспорта, разведение костров и другие нарушения норм поведения на территории объекта срочно требует присутствия в роще смотрителя. Площадке для дрессировки собак вообще не место в составе такого объекта! В Промышленном районе есть более подходящие места для этих целей, тем более, что эта площадка не благоустроена и не огорожена.

По авторской методике было произведено анкетирование закрытого типа, по результатам которого сделаны выводы и предложен ряд мероприятий по сохранению и благоустройству рощи «Дубки».

Горожанам было предложено 12 вопросов с четырьмя вариантами ответов на каждый из них. Закрытый тип выбран для облегчения работы с респондентами и экономии времени, но, к сожалению, он не предполагает контакта с каждым. То есть мы не можем дать ответы на возникающие у респондентов в ходе анкетирования вопросы и не можем визуально оценить реакцию на задаваемый вопрос или предполагаемый ответ. Поэтому вопросы анкеты формулировались (по возможности) без научной терминологии и ориентировались на все возрастные категории. Последний, тринадцатый вопрос – открытый. Он предполагает творческий подход респондентов. Им не навязывали никаких вариантов и рассчитывали только на мнение опрашиваемого.

Одной из категорий респондентов было население близлежащих к роще кооперативных домов. Пенсионеры проявили большой интерес к исследованию. Скажем прямо, они в какой-то степени явились толчком для проведения такой работы. Все больше таганрожцев готовы принимать участие или оплачивать труд тех, кто заботится о чистоте и процветании наших зеленых уголков. На рис. 6 видно, с какой любовью оформлено пространство под дубом-долгожителем, являющимся памятником природы областного значения. А как гармонично вписывается беседка и зеленый антураж приусадебного участка (рис.7)! И все это великолепие – плоды труда горожан, основанные на их энтузиазме, времени и средствах.

               
   
   
 
 
Рис.6. Клумба – соседка дуба-патриарха
 
Рис.7. Беседка под дубом
 


Вторая группа респондентов – это школьники старших классов, студенты строительного колледжа и педагогического института. Мнение молодежи очень важно для нас, особенно творческие и технические идеи тех, кто идет в ногу со временем.

Нами был привлечен к участию в социальном опросе и педагогический состав учебных заведений. Просвещенный взгляд на проблему всегда интересен и может сыграть позитивную роль в ее решении.

Четвертая группа опрашиваемых – это близкие и знакомые магистранту люди разных возрастных категорий и статуса, наслышанные о проблемах и информированные о нынешнем состоянии рощи.

Для объективной обработки данных все опрашиваемые оставили сведения о своем поле, возрасте, образовании и социальном положении.

Респондентам были предложены следующие вопросы:

1. Как Вы воспринимаете Дубовую рощу в целом?

2. Кто виновен в захламлении рощи?

3. Считаете ли Вы пословицу «Что имеем – не храним, потерявши – плачем» отражением современного состояния Дубовой рощи в Таганроге?

4. Проголосуете ли Вы за обряд освящения рощи и строительство часовни без нанесения урона зеленым насаждениям?

5. Считаете ли Вы, что строящийся развлекательный центр по ул. Дзержинского, 161 может нанести ущерб роще «Дубки»?

6. Нуждается ли роща в дополнительном искусственном освещении?

7. Считаете ли Вы, что наличие камер видеонаблюдения создаст более спокойную обстановку в Дубовой роще?

8. Оцените значение винограда девичьего в художественном облике рощи.

9. Как вы относитесь к искусственному насаждению в Дубках раннецветущих растений типа пролеска сибирская, хохлатка Галлера и ветреница лютиковая?

10. Стоит ли разрешить самодеятельным художникам (граффити) разрисовать подпорную стену дорожного полотна по ул. Московской?

11. Готовы ли Вы пожертвовать личное время и/или средства на благоустройство Дубовой рощи?

12. Обведите символ, который лучше отражает Ваше представление о состоянии Дубовой рощи сегодня:

13. Дубовая роща Таганрога в будущем в Ваших представлениях: ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Так как опрос проведен пока не во всех намеченных социальных группах, мы предлагаем читателю авторские предложения по сохранению и благоустройству «Дубков». В дальнейшем они будут откорректированы с учетом мнений респондентов.

Перечень предлагаемых нами мероприятий.

1. Введение должности смотрителя рощи с постоянным проживанием на ее территории. Например, в доме, расположенном по адресу Дубки, 7. Улицы Дубки в Таганроге нет, а адрес есть, поэтому он уже сам по себе уникален. А если в этом доме еще и создать музей Дубовой рощи …

2. Регулярная консультация дендролога или лесопатолога. Экстренные выезды на объект по сигналу смотрителя.

3. Установка с трех сторон по периметру рощи информационных аншлагов с планом рощи и нормами поведения на ее территории. Все информационные вывески и таблички на территории микрорайона «Дубки» оформить из одного материала и в одном стиле, например, на фоне дубового листа.

4. Проведение обряда освящения рощи и возведение на нанесенном холме поклонной часовни без причинения ущерба древостою.

5. Прокладка дорожек с тырсовым покрытием на месте «популярных» троп, обустройство крутых рельефных спусков с использованием постелистых камней с целью обеспечения безопасности пешеходов и придания пейзажности благоустраиваемым участкам. Освещение новых дорожек, установка урн и скамей в лесном стиле. Реставрация мостиков.

6. Строительство сети ливневой канализации для стока ливневых и талых вод.

7. Перенос площадки для дрессировки собак в безымянную рощу у Бакинского моста с последующим надлежащим её оборудованием, ограждением в соответствии с требованиями безопасности и эстетических норм и установкой по периметру предупредительных аншлагов с указанием разрешенных часов присутствия собак на территории объекта.

8. Регулярная очистка русла балки Большая черепаха. Установка деревянных скульптур «Хозяйка чистой воды», «Духи дуба» и «Хранитель рощи».

9. Обустройство «Ясной поляны» в роще (с установкой причудливых скамей из дерева и камня) для проведения собраний, праздников, занятий, пленэров* школьников и художников и других мероприятий.

10. В целях сохранения художественного творчества и народных промыслов предоставлять центральную аллею рощи под выставку-продажу работ ремесленников и художников в выходные и праздничные дни.

11. Высадка дубравных первоцветов: пролеска сибирская, ветреница лютиковая и хохлатка Галлера.

12. Использование подпорной стены дорожного полотна по ул. Московской для соревнований и сменной экспозиции художников граффити.

13. Включение Городского сада и Дубовой рощи в однодневный экскурсионный маршрут по объектам ландшафтного зодчества.

14. Присвоение имен деревьям-долгожителям. Составление некрологов, их озвучивание и публикация в СМИ по факту утраты таких деревьев. Постоянный поиск способов привлечения внимания к проблемам зеленых насаждений.

15. Разработка и реализация проекта установки вдоль автомагистрали по ул. Дзержинского масштабного баннера или аншлага с возможностью регулярного обновления. Роща Дубки должна быть представлена на полотне в прежних и нынешних границах с указанием всех памятных мест, нанесением дорожно-тропиночной сети и дендропланом. При посадке деревьев на баннере появятся светло-зеленые кружки или другие значки, обозначающие новое дерево. При угасании – серые, а при утрате – оранжевый язычок пламени. Вот и посмотрим, как будут вести себя таганрожцы, каждый день проезжая мимо «наглядного отображения совести нашей эпохи»: стыдливо опуская глаза, зная, как стремительно сокращается зеленая территория Дубков, чувствуя, что завтра завьется еще один костер

на полотне, или – с гордо поднятой головой будут двигаться они по

____________________________________

* Пленэр – рисование с натуры.

своему городу, словами и жестами приглашая гостей на прогулку по еще одному маленькому достоянию России – таганрогской Дубовой роще!

«Наш общий дом – планета Земля – богатый и уютный! Пора прекратить жить в нем, как квартиранты! Давайте охранять его, холить и лелеять!

Давайте украшать Землю – она этого достойна! И тогда даже в самые далекие эпохи наша планета не превратится в безжизненный каменный шар!» Так завершает свою публикацию в международном сборнике [13] автор проведенных анкетных исследований В.В. Бычкова. А магистрант Е.Г. Курасова, тема магистерского исследования которой звучит как «Таганрогский Городской сад – выдающийся памятник истории, культуры и ландшафтной архитектуры», прежде чем принимать окончательные решения по улучшению его состояния и культурно-массовой работы, провела в 2010 году анкетное исследование следующего содержания:

1. Интересуетесь ли Вы историей парка?

2. Доступна ли Вам информация о планируемых мероприятиях в Городском саду?

3. Чего не хватает Городскому саду?

4. С какой целью Вы посещаете Городской сад?

5. Удовлетворены ли Вы покрытием дорожно-тропиночной сети парка?

6. Достаточно ли в парке скамей и урн?

7. Как Вы оцениваете роль Уголка живой природы в составе Городского сада?

8. Может ли город позволить себе такую роскошь, как ежедневные концерты муниципального духового оркестра в Городском саду?

9. Может ли Городской сад быть эталоном благоустройства других парков города?

10. Рядом с разрушенным кинотеатром «Буревестник» у каменного забора в годы оккупации Таганрога было устроено немецкое кладбище. Оно сейчас никак не обозначено. Каковы Ваши предложения?

11. Четверть века назад наш парк славился своим кардодромом республиканского значения. На этом месте сейчас пустырь. Нужно ли его восстановить?

12. Не пришла ли пора в спортивной зоне парка вновь возвести демонтированную в 60-е годы парашютную вышку?

13. Каким Вы представляете Городской сад в будущем?

Анкеты были предложены студентам строительного колледжа и преподавательскому составу, коллективу торговой компании, пенсионерам и постоянным посетителям Городского сада. Тип анкеты – закрытый, т.е. на каждый вопрос предлагалось несколько ответов на выбор респондента. Последний вопрос предполагал творческий подход опрашиваемого. При обработке 60% анкет уже стало понятно, что горожане неохотно выражают свое мнение в письменном виде, отвечая на вопрос №13. Однако в ходе интервьюирования многие с горечью сетовали: «Раньше было лучше!» или «Парк уже не тот!» Молодежь часто выражала опасения по поводу технического состояния аттракционов, дороговизны билетов, хаотичного наложения одних музыкальных ритмов на другие в вечерние часы работы многочисленных кафе. Жаль, что замечания и пожелания чаще оставались устными. Может, респонденты экономили свое время, а может, не могли сформулировать точку зрения, а может, не считали себя компетентными в этой области. У магистранта неожиданно возникло много вопросов, но это – совсем другая история. А пока жемчужина Юга России просит качественной ювелирной огранки. Не так много нужно усилий для заполнения бреши в старинном заборе или перенесения мусорных контейнеров, опирающихся на внешние стены Городского сада.

Некоторое представление о современном состоянии Городского сада дают рис. 8 и 9.

       
 
   
Рис. 9. Скульптор по имени Дикий виноград
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: